Дети с Особыми Потребностями
Аутисты или точнее дети с различными аутистическими нарушениями, Дети Дождя, Особые Дети, Дети-Радуги, Дети Закрытой Двери, как только их не называют, этих милых, беззащитных, ярких, очаровательных, невыносимых и совершенно закрытых для нашего взрослого понимания. А еще их называют другие дети…
Почему их так называют? Потому что они действительно другие. Для начала дадим простое и понятное определение: аутисты — это дети, которые обладают гиперчувствительностью ко всему, что происходит вокруг них. До тех пор, пока окружающая действительность соответствует их требованиям собственной безопасности, они не проявляют видимого беспокойства. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своей «коробочке». Создается впечатление, что он не замечает окружающих людей, избирательно выбирает предметы; кажется, что его интересуют только собственные нужды. Попытки войти в его мир, наладить контакт, приводят к возрастанию тревоги. Ребенок не в силах справиться с этим состоянием и, как следствие, он либо пытается активно восстановить утраченное равновесие в виде вспышек агрессии, крика, плача, аутоагрессивных проявлений, либо убегает в свою коробочку — внутренний мир и не реагирует на попытки восстановления взаимодействия с ним.
О причинах возникновения раннего детского аутизма (он же РДА или аутизм Каннера) известно мало. Раньше считалось, что его может вызвать вакцинация от кори и краснухи. По последним данным ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения. По другим данным у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, а именно миндалевидного тела — центра, который отвечает за эмоции, а в крови больных РДА часто обнаруживаются специфические белки. К причинам возникновения данного заболевания относят так же врожденную эмоциональную хрупкость, низкий порог возникновения тревоги. Есть мнение, что в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов (например, недостаточности эмоционального контакта с матерью вследствие ее депрессии в период беременности или тяжелых травматических переживаний), ребенок закрывается в своем мирке от внешнего мира, воспринимая последний как травмирующий и не принимающий.
В своем мирке ребенку безопасно, а желая взаимодействовать с окружающим миром, быть принятым этим большим миром, он сталкивается с тем, что не знает правил, по которым в этом мире все устроено. В итоге с самого рождения формируется личностная структура, основанная на мощной защите — аутизме. Именно она нарушает процесс психологического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Эти нарушения условно можно разделить на четыре группы.
Детей первой группы можно назвать отрешенными от внешней среды. Они достаточно активно двигаются от предмета к предмету, но нигде не задерживаются более нескольких секунд. Ребенок использует нечленораздельные звуки, только ему понятную речь, его взгляд отрешен, как будто направлен сквозь родителя, установить глазной контакт почти не возможно. Предметы вызывают у него значительно больший интерес, чем люди: так, ребенок может долгое время внимательно разглядывать движение собственной руки и не реагировать на обращение матери к нему. Довольно часто эти дети плохо переносят телесный контакт, избегают его. Они плохо чувствуют как свои физические, временные и психологические границы, так и границы других людей. Например, отношение к близким часто безразличное, их появление или уход не вызывает реакции, а контакт со взрослым может сводиться лишь к тому, что ребенок использует руку взрослого как свое продолжение, как часть своего тела — чтобы что-то достать, что-то сделать для себя.
К другим детям у ребенка из этой группы отношение такое же: он может их не замечать, а может рассматривать и даже трогать как не живой предмет. Наибольший интерес вызывают у него не сами дети, а то, чем они занимаются. Поэтому создается впечатление, что ребенок не замечает других людей, не слышит и не понимает речь, обращенную к нему, не понимает самых простых инструкций, ничего не чувствует. На самом деле ребенок чего-то хочет (в данном случае — безопасности), но не понимает чего.
А ведь чтобы что-то получить, нужно сначала понять, что ты хочешь. Из-за постоянной тревоги и пугающей нестабильности окружающего его мира аутичному ребенку понять чего он хочет и как этого достичь просто невозможно.
Дети, относящиеся ко второй группе, по поведению могут быть похожи на первых, хотя тревога их более осознанна, реагируют на окружающую среду отвержением. Сохраняя чувство собственной безопасности, ребенок борется с тревогой звуками или стереотипными движениями. Двигательные стереотипии заключаются в частом и ритмичном повторении определенных движений. Это могут быть раскачивания, верчения головой, перебирания собственных пальцев, кружение, постукивания, хлопки. Возможен комплекс стереотипных действий, когда ребенок бегает из угла в угол, хлопает в ладоши, вытягивает губы в трубочку и при этом гудит или кричит.
Кроме двигательных можно отметить и речевые стереотипии, когда он бесконечно повторяет определенные фразы, например, «пойдем домой», «включи компьютер». В игровой деятельности у ребенка c РДА может наблюдаться особое пристрастие к играм с водой, песком, крупами и другими сыпучими материалами. Дети часами могут наблюдать как льется вода, долгое время могут пересыпать песок из одной емкости в другую, строить башни из кубиков, собирать пазлы, выстраивать игрушки в одну линию, а если что-то не получается — то очень злятся, нервничают и стремятся все восстановить в прежнем виде. Cюжета в их игре нет, а если ребенок включает в свои действия увиденный сюжет по телевизору или в быту, то никого в свою игру не пускает. Для данной категории деток характерен интерес к запахам, вкусам, свойствам предметов, а не их функциональности. Они часто пробуют на вкус и запах все предметы, встреченные в новой для них обстановке. Это их способ справиться со своей тревогой и с изменениями внешней среды вокруг них.
Таким образом, в отличие от детей первой группы, они больше понимают чего хотят, но их тревога возрастает при поиске возможности обеспечить себе безопасность, а единственным способом поддержания баланса становятся придуманные ими же стереотипы.
Дети третьей группы неожиданно разговорчивы, они могут произносить целые монологи, цитировать целые главы из книг и справочников, наизусть пересказывать целые сказки, дословно повторять блоки рекламы.
Чаще, чем дети двух предыдущих групп, они будут смотреть на родителей, не интересуясь реакцией или вопросами. И совершенно точно вы будете постоянно задаваться вопросом — видят ли они вас на самом деле. Если уточнить детали из рассказанной сказки, попросить объяснить что обозначает то или иное употребленное ими понятие (например, кто такая Дюймовочка или Красная Шапочка и кем она приходится Бабушке), то в лучшем случае они процитируют все вновь, от начала до конца, но ответа на вопрос не будет.
Их активный словарь может быть большим, но слова часто не связаны между собой; речь может быть монотонной; отсутствует мелодичность, может быть ритмичная или же слова произносятся по слогам без сопроводительной жестикуляции.
В некоторых случаях возможно и словотворчество — придумывание своих названий предметам: обозначение краcного цвета звучит как «башмачки» (просто потому, что красные башмачки были на обезьянке в мультике про Дашу и ее друга Обезьянку), а обозначение синего звучит как «море» и т.д. Долгое время эти «особенные» дети не используют местоимение «Я», а говорят о себе во 2-м или 3-м лице, буквально повторяя фразы, с которыми к ним обращались: «Сыночек мой любимый», «Пойдем домой», «Хочешь в туалет».
Удивляет так же способность этих детей говорить грамматически и лексически правильно и одновременная неспособность к диалогу.
Возможность запоминать целые блоки информации делает детей третьей группы более способными к обучению, но большие затруднения в переработке всех этих информационных накоплений приводят к тому, что контакт опять затруднен.
Вообще, для всех групп детей с РДА характерны страхи — громких звуков, шума электробытовых приборов, больших машин, общественного транспорта (причем избирательно, например, троллейбуса боятся, а автобуса и поезда метро — нет).
Возможны страхи ветра, животных — ребенок боится сам и не подпускает родителей. Нередко у «особых» детей отмечается прекрасный музыкальный слух, любовь к музыке, безошибочное узнавание мелодий, и наоборот, бывает боязнь некоторых музыкальных звуков (ребенок закрывает руками уши, поворачивается спиной к источнику звука, кричит и даже убегает из комнаты). Наблюдаются и другие «внезапные страхи», возникающие без видимой причины. Ребенка очень трудно успокоить, он кричит и никого к себе не подпускает.
Но есть и другая крайность, а именно отсутствие всяких страхов: ребенок прыгает с большой высоты, не боится темноты, ныряет в воду, не умея плавать.
Эти дети долго могут сохранять избирательность в еде, например, совсем не есть незнакомые фрукты, мясо, пить молоко, но очень любить кашу со сладким печеньем и есть это блюдо целый день.
Дети, которых условно можно отнести к четвертой группе, кажутся менее способными, они медлительны, пассивны, боязливы, но из всех групп наиболее близки к «нормальному развитию». Речь тихая, неразвитая, но обращена к конкретному человеку, робкий и испуганный взгляд выражает понимание происходящего.
Дети четвертой группы тоже тревожатся и боятся, но не осознают, чего именно. Они так же любят играть в одни и те же игры, например выстраивать машинки в определенном ими порядке, а предложение сменить игру на другую деятельность воспримут с опаской и интересом, откликнутся на ваш зов и при вашей поддержке пойдут на это. Сначала будут робко приглядываться, проявляя признаки тревоги, а затем, справившись с ней, начнут копировать ваши действия, двигаясь вперед к изменениям и развитию.
Постепенно ребенок, имеющий ранний детский аутизм может развить достаточно глубокие связи с близкими. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они лучше воспринимают речь, устанавливают контакты, но отсутствие взаимодействия в отношениях сохраняются. Раннее начало лечебных мероприятий значительно улучшает прогноз. И напротив, при отсутствии лечебно-психотерапевтической помощи до 70% детей с РДА становятся глубокими инвалидами. Конечно, тщательный подбор лекарств врачем-психиатром может решить часть проблемы. Медикаментозная терапия назначается индивидуально, но идеальным вариантом помощи аутичным детям является комплексная работа, включающая педагогическое воздействие, танцевально-двигательную, арт-терапию, психотерапию.
Но что оказывается самым важным в работе с детьми-аутистами — это отношение родителей к факту, что их ребенок болен и нуждается в лечении. Родительские иллюзии, что это не болезнь, а «просто ребенок особенный» или лекарства только губят, а врачи ничего не понимают, мы справимся сами», — одни из самых опасных для ребенка, но способствующих самоуспокоению родителей. Тревога, которую аутичный ребенок испытывает постоянно, доводит его до состояния психоза, не давая его психологическому развитию двигаться вперед, оставляя его на младенческом уровне. Эти обстоятельства не позволяют ребенку радоваться жизни, но и хоть сколько-нибудь развиваться.
Конечно, аутизм — очень сложная и разноплановая болезнь. Главное-это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех и конечно любовь к этим детям.
Переделать ребенка невозможно, но научить его жить таким, какой он есть, научить его быть счастливым — обязанность окружающих его людей. Родители самостоятельно или при поддержке специалистов-психологов, педагогов, врачей, должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем осторожно обучать новым навыкам и формам поведения. Дети с РДА способны научиться представлять себе будущую жизнь распланированной, обслуживать себя и проводить свободное время, научиться самовыражению и взаимодействию с другими людьми. Они имеют право быть счастливыми!
Долгополова Елена, обучающий тренер Украинского Союза Психотерапевтов, тренер и менеджер Мастер-Школы Клиентцентрированной психотерапии