Развитие глухого ребенка происходит несколько сложнее , чем слышащего . Поэтому родителям ребенка с нарушением слуха нужно учитывать некоторые аспекты.
1. Слухопротезировать ребёнка современными слуховыми аппаратами. Но! Важно учитывать, что слуховой аппарат — это сложное техническое устройство, которое нужно приобретать и настраивать индивидуально, в зависимости от степени нарушения слуха. Правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат позволит ребёнку ощутить все разнообразие звука, даст возможность полноценного общения с окружающим миром.
2. Создать вокруг ребёнка речевую среду. Родителям не слышащего малыша необходимо учитывать некоторые моменты, важные для общения. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого для того, чтобы привлечь внимание к движениям губ. Каждую ситуацию нужно сопровождать речью, т.е кормление, купание, прогулки и т.д. Речь должна быть, эмоционально окрашенной, но не утрированной и сопровождаться естественными жестами и мимикой лица.
3. Составить режим дня и всегда ему следовать. Это необходимо для того, чтобы дисциплинировать ребёнка и упростить для него понимание словесной речи. Очень важно, чтобы требования, предъявляемые малышу всегда были одинаковыми и четко сформулированными, например: будем кушать, будем играть и т.д.
4. Использовать в общении с глухим ребенком дактильную речь. Дактильная речь — это набор пальцевых знаков, которые соответствуют буквенным знакам. Не стоит путать дактильную и жестовую речь. Жестовая речь противопоставляется словесной членораздельной речи. Это речь, где целое слово или даже фраза передается с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т. е. не изменяются по родам, числам и падежам.
Дактильная речь — это форма словесной речи. Пользоваться ею — значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка. Это поможет ребенку усвоить речь в письменной и в устной форме. Дактильный знак значительно легче воспроизвести, чем звук.
Дети очень быстро усваивают дактильную форму речи. Это очень важно, так как с помощью дактиля можно обратиться к ребенку по имени, указать на какой либо предмет и его свойства. Таким образом усваивается буквенный состав слов, грамматический строй речи. При этом происходит процесс, сходный с тем, который имеет место у слышащего ребенка. Позже, научившись произносить звуки, ребенок будет пользоваться в устной форме всеми теми словами и выражениями, которые к этому времени он сможет правильно «сказать» на память пальцами.
5. Обратиться к специалисту — сурдопедагогу. И сделать это нужно в дошкольном возрасте. Это очень важно, так как именно в дошкольном возрасте формируются привычки, умения и навыки, определяется характер и закладываются основы для последующей жизни. Значение раннего обучения для глухих очень велико. Научить говорить глухого ребенка — это не только сформировать звукопроизношение. Самое главное в обучении неслышащего — это научить его понимать смысл речи и пользоваться ей в общении, читать по губам говорящего и самому внятно говорить. Глухой ребенок от двух до семи лет, не имеющий дополнительных дефектов, кроме глухоты, при успешном обучении может усвоить речь в пределах до двух тысяч слов, и Вам предстоит содействовать этому.
Мало того, Ваш ребенок к моменту поступления в школу должен научиться самостоятельно читать большие тексты, состоящие из знакомых ему слов, пересказывать их. Это то, что не обязательно для слышащего ребенка, но необходимо глухому для того, чтобы возместить ущерб, нанесенный ему потерей слуха. Это большая и сложная программа.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись