Для того, чтобы не потеряться, вовремя соорентироваться в этой жизни, мы взрослые стараемся сформировать у наших детей пространственно — временные представления, учим детей понимать и употреблять в собственной речи выражения, которые определяют положение предметов в пространстве или указывают направление движения, формируем умение придерживаться устных, а затем и письменных инструкций.
Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.
Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.
Уже давно было отмечено, что каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственно-временных представлений скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников — на процессе формирования навыков чтения и письма. Ведь известно, что для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к — у, в — на (к дому — у дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед — после — за, что является следствием несформированности и пространственных, и временных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных широкий — узкий, толстый — тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например: широкая река — большая река, тонкий стебелёк — маленький стебелёк. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это найдет проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформление работы «в два-три столбика», равномерное заполнение тетрадного листа текстом); в зеркальном написании букв и т п.
Дети с трудностями в усвоении временных представлений испытывают сложности в обозначении понятий основных единиц времени, в периодах человеческого возраста.
При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима — лето, день — ночь), дети не допускают ошибок. Но при необходимости дифференцировать временные периоды, различия которых не столь ярко выражены (весна — осень, вечер — утро), дети испытывают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают — птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т. д.). Это связано со сложностями при выделении в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.
Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных аграмматизмов. Это и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов (Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра.), употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Я рисую машину. — Я нарисовал машину.)
С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно- временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить работу в такой последовательности.
Учим ориентироваться в пространстве
1) Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога; правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей.
Например: локоть, плечо, колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить такие задания и упражнения:
Подними правую руку, левую руку.
Покажи, где у меня правая, левая рука.
Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя.
а) Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
б) Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают
2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).
Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право. Детям 5-6 лет можно предложить выполнить такие задания: посади мишку справа от куклы; положи кубик слева от куклы; скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева; где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.
Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Взрослый предлагает ребёнку выполнить следующие примерные задания:
-
Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа- барабан и т. д.
-
Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
-
На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
-
Сидя за столом определить его правый и левый края.
-
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
-
Стоя попарно, лицом друг к другу по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища (соседа) правую руку, левую ногу и т.д. Затем роли меняются.
-
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
-
Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
-
Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
-
Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
-
Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
-
Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)
-
Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
-
Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Ребёнку предлагаются следующие упражнения:
Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга (приблизительные вопросы):
-
Что находится в центре рисунка?
-
Что находится в правом верхнем углу?
-
Что находится слева от мишки?
-
Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)
-
Что находится в правом нижнем углу?
Учим ориентироваться во времени
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов: сутки, неделя, времена года, месяцы; семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов. Работа ведется по нескольким направлениям:
1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год); наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких- либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д.).
Ребёнку можно предложить задания:
«Закончи предложения»
Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…
«Догадайся, какое время года?»
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.
«Ответь на вопрос: «Когда это бывает?»»
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает —
Когда это бывает? (Осенью.)
2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).
Ребёнку предлагаются задания:
«Расскажи про свою семью»
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Перечисли, кто есть в твоей семье.
Есть ли у тебя братья и сестры?
Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев?
Кем и где работают твои родители?
Есть ли у тебя домашние животные?
Твое любимое занятие?
Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
-
Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы.
Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?
Таким образом, выполняя такие задания и упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно- временных представлений, будет одновременно совершенствоваться лексические и грамматические компонента речи, отразится положительно на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.
Инесса Зыбина, логопед Центра развития и коррекции речи»Lalio»
Литература:
О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников»
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись