Не является секретом тот факт, что дети малых лет путают право и лево: поднимают левую руку вместо правой, смотрят непонимающе, когда мы просим их «повернуть скорее направо» и т. д.
Назвать это проблемой в общем-то еще рано. Но чтобы это не стало проблемой для малыша, стоит просто поработать над этим. Как? На самом деле все не очень сложно, а даже очень забавно и интересно.
За пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух, осязание). Неточное формирование пространственных представлений отрицательно сказывается на уровне интеллектуального развития ребёнка.
Когда вы с ребенком идете по улице и поворачиваете куда-то, необходимо словесно обозначать маршрут: «Мы повернем налево за дерево и придем к песочнице» и т. д. В дальнейшем вы можете не листе бумаги рисовать план движения по стрелочкам, используя картинки. Играя в этакие игры можно находить клад, рассказывать дорогу к дому, к школе, к игровой площадке и т. д.
Начинать вводить понятия «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Малыш ведь не путает руку и ногу, и наша с вами задача помочь усвоить и не путать левую руку с правой. Без веселых детских стихов и песен вам тоже не обойтись. Вот некоторые замечательные, веселые и полезные упражнения вашему вниманию.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог,
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
В. Берестов
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
И. Токмакова
Гуляя с ребенком или возвращаясь с ним домой важно обращать его внимание на объекты и предметы вокруг него : «Посмотри, какое слева от тебя высокое дерево выросло». Играя с малышом в куклы или машинки, не забывайте упомянуть верную терминологию: «Шкаф поставим слева от двери, кровать справа от комода», «если машина поедет направо то она заедет в тупик».
До трех лет у детей преобладает конкретное мышление. И таким образом малыши воспринимают только конкретные предметы, действия, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А абстрактное мышление в силу возраста им еще не доступно. Поэтому объясняя малышу, что такое «лево» и «право», обязательно привязывайтесь к конкретным, понятным, доступным ему вещам. Создавайте стойкие ассоциации : «Правой ручкой мы всегда кушаем, берем карандаш, кисточку» и т. д. (если ребенок левша, то ассоциируем внимание на левой ручке).
В повседневной жизни, режимных моментах, вы также можете говорить о «право» и «лево». Например, шкаф с вещами : «Гриша, а где твоя рубашка? Вижу! Она справа от кофты с капюшоном» А также прося ребенка помочь, вы обращаетесь: «Катя, подай мне книгу! Она с правой стороны от альбома в белой обложке».
Собираясь на прогулку, не забывайте упомянуть о правых и левых частях его тела: «На левую ножку обуем мы сапожек, а затем и на правую ножку обуем мы сапожек» и т. д. Таким образом ребенок будет слышать и действенно запоминать основные слова (ведь мы подключим все анализаторы, которые дополняют и усиливают восприятие друг друга: зрительный, слуховой, речедвигательный, тактильный). И в дальнейшем волшебным образом помогут малышу успешно ориентироваться в пространстве.
Как искать нужную руку?
Ведущей рукой (правши — правой, левши — левой) берут ложку, карандаш, кисточку. А для тех, кто уже умеет читать есть действенный способ для ориентации и закрепления понятий «лево» — «право»: обычно люди читают слева направо, не задумываясь. Объясняя ребенку различие «право» — «лево» для примера используйте пояснение того факта, что любое слово читается слева направо. Написав слово или выложив из азбуки, мы образно показываем, что первая буква слова находится слева, последняя — справа.
Право не лево, а лево не право.
Как все странно и в то же время интересно устроено! Все мы взрослые в своем детстве сталкивались с не совсем понятным фактом, что для нас правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом к нам. Для того, чтобы понять его нам необходимо (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть его глазами на тот предмет, который оцениваем.
Воспринимать и думать с позиции другого человека непросто. Можно очень долго втолковывать ребёнку, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Возьмите любимую игрушку малыша, посадите спиной к ребёнку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на руку ребёнка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребёнку. Что же изменилось? Ленточки оказались с разных сторон. Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Предложите малышу выполнить эти действия самостоятельно, чтобы он смог самостоятельно разобраться в происходящем. Вариантом может быть и отображение в зеркале: одев на ручку браслет или на запястье завязать бантик. Важно, чтобы ребёнок понял, что правая рука так и осталась правой. И таким образом волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственного образования.
Желаем удачи!