«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский

 

          Все знают крылатое выражение :« Что наша жизнь? — Игра…» — девиз интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» (первоисточник А.С. Пушкин «Пиковая дама» ария Германа муз. П. Чайковского) , и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым. Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем — родителей, а потом уже бабушек и дедушек — всё по нарастающей. И то, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве.
         Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. До семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
       Игра для детей — это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» Не надо быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Но, к сожалению, есть родители, которые не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другая категория: родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются этому — т.е. играют больше родители, чем ребёнок . Третья категория родителей смотрят на игру как на забаву. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел. Ведь, нам взрослым всегда некогда, такая у нас сейчас жизнь. Женщина-мать ныне очень занятой человек: домашняя работа, общественные дела, и в магазины надо сбегать и себе, любимой, внимание надо уделить. За день накапливается усталость и маме уже не до игры с ребенком. И все-таки стоит остановиться и задуматься — ради чего и кого мы все спешим сделать?! Ради детей! А раз так, то пусть будет обязательным делом, как еда, одежда, сон, еще и игра, общение. Узнайте у ребенка, как прошел его день в детском саду? Чем интересным он сегодня занимался? В какие игры играл? Очень хочется, чтобы мам интересовали такие вопросы, а не только « Посмотри на себя, на кого ты похож? Что можно было делать, чтобы так испачкаться? (а ребенок рисовал красками или лепил из пластилина так увлеченно, что даже не заметил, как испачкал «дорогую» футболку) или «Ты все съел, что сегодня давали?» В зависимости от того, что ответит ребенок «да» или «нет» — мама либо успокоится, либо «заведется» и на этом часто общение заканчивается. А ребенку, как воздух, как витамины нужно общение. И время на это можно найти, если конечно, знать, что ребенку это необходимо. «Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают.
        Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход» (Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»).
       Еще есть категория родителей, которые считают игру пустой тратой времени. Они воспитывают детей для жизни в мире, основанном на конкуренции, где выживает сильный и умный. Такие родители задаются вопросом: «Нельзя ли заменить игру более конструктивным видом деятельности. Но для ребенка не существует более конструктивного вида деятельности, чем игра. Никакие фильмы, развивающие компьютерные игры и гимнастические упражнения не заменят малышу игру.
          Игра — это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества. Игра в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
            Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
          Важно: правильно подбирать ребенку игры — они должны быть развивающего характера. Лучше всего: научить ребенка разным типам игр.
Существует много видов игровой деятельности:
спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;
художественные, передающие образ, явление природы, настроение и пр.;
дидактические :
— обучающие (формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность);
— развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.)
       Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Такие игры способствуют расширению кругозора, получению и закреплению знаний, развитию смекалки и находчивости, побуждению интереса к различным областям науки, техники, искусства; содействуют перерастанию детского любопытства в любознательность, а любознательности — в установку на учение.
          По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.
         По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.
        По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные. В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение (у детей дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово).
           Игру необходимо проводить так, чтобы она создавала бодрое, радостное настроение у ребенка. В дошкольном возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
         У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.
     Необходимо сохранить эмоциональное настроение ребенка, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Взрослый знакомит ребенка с игрой, вместе с ним участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены . Затем предлагает ребенку играть самостоятельно.
           Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
           Дети — дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
          Процесс постановки и автоматизации звуков — очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться, а домашние задания на повторение материала дети и вовсе отказываются выполнять .И вот здесь на помощь приходит игра. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
         Игра помогает детям познавать окружающий мир. В игре ребенок может быть ученым, родителем, стрелком, рабочим, конструктором, танцором, музыкантом, пастухом. Нет такой области жизни, о которой нельзя было бы узнать в процессе игры.
        Игра развивает речь. Мозаика, грузовик, кукла, кубики… Прыгать, качать, скользить, ползать…Мое, твое, наше, ваше… Вверх, вниз, под, на. Во время игры малыш использует огромное количество слов, причем многие из них повторяются. Это способствует развитию речи.
      Игровая деятельность на занятиях с логопедом:

— побуждает детей к общению друг с другом;

— способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

— способствует совершенствованию разговорной речи;

— способствует обогащению словаря;

— оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
          КРИ (коррекционно — развивающие игры) — это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико — грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.
          Например, как можно работать с одними и теми же картинками в разных вариантах (автоматизация звука © в прямых слогах).

Игра «Назови» Передвигаясь по стрелочкам, назови все картинки.
Игра «Живое — неживое» Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.

Игра «Назови ласково» Образец: собака — собачка

Игра «Догадайся, о чём я говорю». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Лает … (собака)

Игра «Будь внимателен». Запомни как можно больше картинок. Закрой страницу и назови эти картинки.

Игра «Чего не стало?» Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку , а ты посмотри и скажи, чего не стало (повторяется несколько раз).

Игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове» Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, «прохлопаю» его по слогам, а ты отгадай это слово.

Игра «Составь предложение» Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение.

Author

Write A Comment