Что и в каком возрасте должен делать ребенок? Нормы, критерии, показатели. Кого-то они радуют, вызывают азарт и гордость за своего ребенка — все получается, даже лучше и раньше, чем надо. Кого-то огорчают, раздражают, заставляют переживать и волноваться — не справляется, не выполняет, задерживается. А кому-то все равно — ребенок такой, какой есть, и пусть весь мир подождет. Тестировать, диагностировать, проверять. Для чего это надо? Для защиты диссертаций, социологических исследований и другой бюрократии? Для того, чтобы пугать, взывать к совести, манипулировать родителями? Или для того, чтобы понять, что происходит с малышом и вовремя помочь, если что-то не так? В любом случае, разобраться с этим стоит.
Речевое развитие происходит поэтапно. Звук за звуком, слово за словом, преодолевая препятствия, экспериментируя, делая открытия, на грани своих возможностей, радуя маму с папой, малыш осваивает родную речь. На каждом этапе ребенок открывает для себя что-то новое, обретает новые знания, умения, навыки. Только опираясь на свой опыт, малыш может идти дальше. Научился повторять звуки, слоги, можно сказать и первые слова, знает много слов, пора их соединять в предложения. У каждого этапа есть свои возрастные рамки, чтобы все успеть, и есть свои достижения, без которых следующий этап не наступит или будет неполноценным.
Как же узнать, что получается и не получается у ребенка, на каком этапе, уровне развития он находится, чего хватает и, самое главное, чего не хватает для гармонии развития, и куда двигаться дальше? Здесь и пригодятся НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, главное, правильно к ним относиться.
Гуление и лепет. Речь развивается, начиная с самого рождения, задолго до первых слов. Первая улыбка, первые контакты с мамой, и вот уже хочется общаться, но пока получается только плакать и агукать. При активной поддержке со стороны взрослых звуков становится все больше, они складываются в слоги, малыш начинает лепетать (ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА и т.д.).
Когда? Первое полугодие жизни (3-6 месяцев)
Что это значит? Да, подвиги, конечно, невелики, всего лишь звуки и слоги, но значение их для развития речи и психики колоссальное. Во-первых, это первые уроки продуктивного общения, малыш учится подражать взрослым, получая от этого удовольствие. Во-вторых, активно начинают работать слуховой анализатор — ребенок слушает, слышит, прислушивается, и моторная зона речевого анализатора — путем экспериментов с дыханием, голосообразованием, артикуляционным аппаратом (губы, зубы, язык) рождаются речевые звуки, которые потом охотно повторяются.
Что делать, если не так? Ребенок молчит, не реагирует на обращенную к нему речь, не пытается повторять, нет комплекса оживления (улыбок, звуков, движения ручек при появлении любимой мамочки) — это серьезный повод проконсультироваться с врачами — невропатологом, психоневрологом, педиатром, для исключения патологий со стороны центральной нервной системы и адекватной своевременной помощи.
Первые слова. Долгожданные МАМА, ПАПА, БАБА, ЛЯЛЯ, ДАЙ. Простые, смешные, трогательные, но уже вполне осознанные, по делу, чтобы позвать, попросить, получить.
Когда? В 1 год словарик малыша должен насчитывать около 10 слов.
Что это значит? Каждый предмет, каждое явление имеют свое название. Ложка — это ложка, она и у мамы ложка и у папы ложка, большая или маленькая, железная, пластмассовая, деревянная, все равно, ложка.
Совершив это важнейшее открытие для себя, малыш начинает понимать, усваивать и воспроизводить все больше и больше слов.
Что делать, если не так? Если гуление и лепет были, но слоги упрямо не хотят склеиваться хотя бы в простые слова, тогда стоит обратить внимание на:
- Нет ли проблем с физиологическим слухом (необходима консультация отоларинголога), потому что даже минимальные нарушения слуха могут стать препятствием для развития речи.
- Насколько хорошо ребенок понимает обращенную речь. Где мама? Где папа? Где машинка, собачка, слон, телефон (значимые для малыша предметы)? Отсутствие адекватной реакции у ребенка-годовичка на такие вопросы может говорить о нарушениях сенсорной зоны речевого аппарата, отвечающей за восприятие, понимание речи, и требует более пристального внимания со стороны родителей и врачей.
- Достаточно ли стимулов из окружающего мира для формирования активной речи ребенка. Малыш учится говорить у взрослых, только если они этого хотят и активно просят. Привлекают внимание маленького непоседы, показывают картинки, предметы, четко называют, и настойчиво просят повторить, пока малыш сам не войдет во вкус.
Первые фразы. Когда проговариваемых слов становится много, они соединяются в фразы: ПАПА, ДАЙ! МАМА, АМ! ЛЯЛЯ БУХ!
Когда? 1,5 года.
Что это значит? Это критический момент для речевого развития ребенка. Борьба ног и языка. Дело в том, что в этом возрасте помимо речевого прорыва происходит еще одно важное событие — малыш начинает ходить. И не просто ходить, а бегать. И если ребенку больше по душе познавать окружающий мир в движении, бегая, прыгая, хватая, бросая, то развитие речи может притормозиться на уровне проговаривания отдельных слов. Другими словами, если ребенок заговорил фразами в 1,5 года, значит формируется внутреннее програмирование речи и есть все предпосылки для роста слов, начиная с простых: МАМА, ПАПА, дорастая постепенно до ВЕЛОСИПЕДов и МОТОЦИКЛов. Значит, что речь развивается своевременно, и скорей всего так будет и дальше. А если нет…
Что делать, если не так?
- Если малыш обходится десятком отдельных слов для общения с окружающими, значит, победили ноги. Двигаться, ползать, ходить, бегать для ребенка важнее, чем смотреть картинки, проговаривать, повторять, играться словами. В этом случае, вся надежда только на родителей, которые могут в меру ограничить свободу передвижений малыша и активно приобщать маленького бегуна к возвышенному и прекрасному словесному общению, с помощью четкого выразительного эмоционального проговаривания, называния окружающих предметов. И обязательно требовать обратной реакции (повторения, обращения, просьб: « МАМА, ДАЙ! ДАЙ ЛЯЛЮ!»). Использовать наглядность и игру, иногда шантаж, угрозы и подкуп, главное, довести ребенка до понимания того, что с помощью сказанных слов действительность можно менять еще круче, чем с помощью собственных движений. Сказал — получил, сказал — вокруг заулыбались, сказал — стали обнимать, целовать, могут даже покормить, если сильно попросить.
- Требовать от малыша только то, что он может физически. Для этого следить за состоянием нервной системы и развитием психики в целом. Если есть неврологические нарушения и особенности психического развития, тогда ребенку нужна помощь специалистов (невролога, психолога, логопеда).
Окончания и предлоги. Когда малыш только начинает говорить, его речь далека от совершенства. Она умиляет, забавляет, но понятна, в основном, только маме. Со временем, в ходе постоянной речевой практики ребенок знакомится с предлогами и окончаниями, с цивилизованным способом согласования слов в собственной речи.
Когда? 3-4 года.
Что это значит? Когда появляются предлоги и используются правильно окончания в словах, значит, в активной речи ребенка появились до этого существительные, глаголы и прилагательные. Значит, у ребенка сформировано уже чутье языка. Малыш начинает улавливать речевые или стилистические ошибки в речи окружающих, прислушивается к своим высказываниям и пытается говорить правильно.
Что делать, если не так?
- Обратить внимание на собственную речь. Ребенок учится говорить у взрослых. Речь взрослых — это образец для подражания, который не подвергается никаким сомнениям. Поэтому если взрослый говорит с ошибками, случайно или намеренно (сюсюкает, подражает детской речи под влиянием эмоций), если речь мамы отличается от речи папы, тогда могут возникнуть трудности формирования чутья языка у ребенка (малыш не уверен в том, как надо, как правильно).
- Восполнить недостаток требований к детской речи. Ребенок говорит так, как привык. Если его никто не поправляет, то зачем стараться говорить лучше, ведь малыша и так все устраивает.
- Обращать внимание малыша на взаимосвязь предметов и явлений в повседневной жизни. Отсутствие предлогов и правильных окончаний в словах может говорить о недостатке сформированности пространственных представлений, где право, где лево, кто внизу, кто вверху, кто внутри, а кто снаружи.
Правильное звукопроизношение. Звуки речи появляются не все и не сразу. Каждый звук — это определенный артикуляционный уклад (положение губ, языка, зубов и т.д.). Все звуки разные по сложности, начиная от простых гласных, заканчивая сложными вибрантами. По мере того, как малыш растет, развивается сила артикуляционных мышц, чувствительность, растут возможности ребенка управлять своим речевым аппаратом. И, наконец, наступает долгожданный момент, когда ребенку доступно овладение всеми звуками родной речи.
Когда? 5-6 лет
Что это значит? Если ребенок произносит все речевые звуки правильно, включая звуки Р и Л, и в нужном месте, не путая их между собой, это значит, что достаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата, язык все может — подняться вверх, опуститься вниз, складываться желобком, вибрировать в нужном месте, ребенок хорошо чувствует и управляет своим речевым аппаратом. Это значит, что достаточно сформированы фонематические процессы, то есть восприятие речевых звуков на слух, а также звуковой анализ и синтез. Это значит, что малыш уже полностью готов к овладению чтением и письмом.
Что делать, если это не так?
- Следить за состоянием здоровья ребенка. Особенности строения и функционирования речевого аппарата (зубочелюстная система, подъязычная связка, мышцы), хронические насморки, заложенность, отечность носовой полости, увеличенные аденоиды могут стать серьезным препятствием для полноценного овладения звукопроизношением.
- Следить за состоянием слуха, как физиологического, так и фонематического (восприятие только речевых звуков). Плохо слышит, воспринимает — не может, соответственно правильно воспроизводить.
- Вовремя обращаться за помощью к логопеду, учитывая тот факт, что нужно определенное количество времени, чтобы каждый звук встал на свое место, и лучше все исправить до поступления в школу.
- Верить в ребенка, воспитывать стремление саморазвиваться, становиться лучше, работать над собой собственным примером.