Они окружают нас всегда и повсюду. Звуки. Некоторые пугают (грохот грома, жужжание бормашины), к некоторым мы настолько привыкаем, что перестаем их замечать (тиканье часов, шум города за окном). А некоторые радуют, вдохновляют, удивляют, заставляют думать, переживать и чувствовать. Звуки нашей речи. Из них складываются слова, фразы, мысли, общение. Они — неотъемлемая часть нашей жизни. Как они получаются? Что с ними происходит? Что делать, если звуки «ломаются»? Перед вами маленький путеводитель в мир звуков.
Речевые звуки разные. Но все они образуются с помощью артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, под руководством центральной нервной системы. Со школьных лет мы знакомы с гласными звуками (речевое дыхание, голос, и больше никаких преград — А,О,У,Э,Ы,И) и согласными звуками (воздушная струя, голос и преграды в ротовой полости с помощью языка, губ, зубов). Знаем, что согласные звуки делятся на звонкие (при произнесении смыкаются голосовые связки, можно почувствовать ладошкой, приложенной к горлу, как оно «звенит» — Б, В, Г, Д, З, Ж, Л, М, Р, Й) и глухие (они образуются только с помощью шума, голосовые связки не включаются, горло «молчит» — П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ). А еще согласные звуки бывают твердыми (спинка языка отодвигается назад — Д, Т, Л, С и т.д.), и мягкими (язык приподнимается к небу и сужает проход, по которому идет воздух — Дь, Бь, Вь и т.д.) Есть непонятные для всех сонорные звуки, при образовании которых голос преобладает над шумом — М, Н, Л, Р, Й. Но это еще далеко не все. Самое интересное впереди.
При произнесении каждого звука задействованы разные отделы артикуляционного аппарата — губы, зубы, язык, небо, ротовая и носовая полость. Поэтому звуки еще бывают губные, в создании которых активное участие принимают губы — О, У, М, Мь, Б, Бь, П, ПЬ. Губно-зубные звуки произносятся с помощью губ и зубов — В, Вь, Ф, Фь. Переднеязычные звуки — работает передний край языка — С, Сь, З, Зь, Ц, Д, Дь. Т, Ть, Н, Нь, Ш, Ж, Ч, Р, Рь. Среднеязычный звук в русском языке один — Й, при котором поднимается спинка (средняя часть) языка. Заднеязычные звуки получаются при содействии корня языка (задней части) и задних отделов неба — Г, К, Х и их парные мягкие звуки. Когда произносятся носовые звуки, мягкое небо опущено и воздух идет через нос — М, Мь, Н, НЬ. При произнесении ротовых звуков мягкое небо прочно закрывает проход в носовую полость и воздух идет только через рот.
Для полной характеристики звука важное значение имеет не только место образования, но и способ.
- Щель — воздушная струя проходит через узкий проход, полученный с помощью органов артикуляции. Такие звуки называются щелевыми, или фрикативными — Ф, Фь, В, Вь, С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Й, Х, Хь.
- Смычка — воздушная струя под давлением разрывает, размыкает преграду, образованную губами, зубами, языком или небом. Это взрывные, смычные звуки — П, Пь, Б, Бь, Т, Ть, Д, Дь, К, Кь, Г, Гь.
- Вибрация — воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Так получаются звуки — вибранты — Р, Рь.
Есть еще звуки смычно- щелевые, аффрикаты, когда сначала преграда, взрыв, толчок, а потом воздух проходит через щель — Ч, Ц.
Как прекрасен и разнообразен наш родной язык. Но наслаждаться таким богатством нам мешает одно НО — освоить его в полной мере иногда достаточно сложно. Что происходит со звуками? Почему речь бывает смазанной, невнятной, и с явно слышимыми речевыми дефектами? Позднее начало речевой деятельности, особенности психофизиологии, отсутствие серьезной мотивации, невнятная речь вокруг — и звуки не получаются, «ломаются». Правильное звукопроизношение требует достаточной чувствительности и подвижности мышц артикуляционного аппарата, высокого уровня развития слуховых процессов, четкой координации разных отделов центральной нервной системы. Поэтому звуки не появляются все и сразу. На полноценное овладение звукопроизношением уходит несколько лет. Сначала малыш гулит гласными звуками, лепечет звуками Б, П, Т, Д, складывает слова МАМА, ПАПА, БАБА, ДАЙ, подражает животным: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО, МУ-МУ, НЯВ-НЯВ. Позже появляются свистящие (С, З, Ц), шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ). И к 5-6 годам (бывает, и раньше) ребенок готов произнести самые сложные звуки Р и Л. На определенных этапах речевого развития звук может никак не произноситься — просто отсутствовать.
Но, чаще всего происходит искажение звука, когда звук вроде бы есть и на своем месте, только не совсем такой, как надо. Губы не до конца смыкаются, вялое небо, язык выглядывает между зубов, не хочет подниматься или, наоборот, опускаться, не дрожит в нужном месте, воздух уходит в щеки, — и начинаем тогда шепелявить, гнусавить, сюсюкать и картавить.
Так как многие звуки похожи (С-З, С-Ш И т.д.), порой очень трудно различать их на слух между собой. Тогда случаются замены — вместо нужного звука в слове появляется похожий на него.
Все это поправимо. Со временем речевые трудности преодолеваются. Но гораздо быстрее и удачнее встанут все звуки на места в процессе коррекционной логопедической работы. Это, в первую очередь, артикуляционная гимнастика — упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, постановка звука, когда языку и другим органам артикуляции предается форма, положение, уклад, необходимые для полноценного произнесения звука. Потом поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть, как можно чаще проговаривать звук в слогах, словах, предложениях, чтобы привыкнуть к нему и пользоваться новым речевым навыком в повседневной речи без всяких усилий. Если звуки путаются между собой, необходима дифференциация, различение, сравнение звуков между собой.
Звуки. Мы проговариваем их каждый день, практически каждую минуту. Привычно, автоматично, особо не задумываясь. Ценить умение правильно говорить мы начинаем только тогда, когда что-то не получается. Но, работая над собой с помощью специалистов, мы снова и снова убеждаемся в том, что все в наших руках, и чудеса и обретения случаются на каждом шагу, но только в процессе упорного труда.