ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ. РЕКОМЕНДОВАНО ЛОГОПЕДОМ
Игрушка. Незаменимый атрибут детства. Доставляющий радость любому малышу. Верный способ для взрослого стать настоящим волшебником, проявить свое внимание и любовь. Хороший посредник между взрослой деловитостью и детской непосредственностью.
Игрушка существует уже очень давно, сопровождая человека от колыбели первобытности до сегодняшнего дня. Растет, меняется, но всегда остается в памяти до мельчайших подробностей. Воспитывает, поддерживает, учит любить, заботиться, мечтать и надеяться. А еще игрушка развивает. Память, внимание, мышление, воображение. И может стимулировать развитие речи. Но далеко не каждая игрушка.
Интерактивные игрушки, таблицы, детские компьютеры. Изначально созданные для того, чтобы развивать познавательные процессы, включая и речь. Чудеса современности – практически живой динозавр, хомячок или собачка. Мишка, рассказывающий сказки на ночь. Компьютер, точно такой же, как у папы, строго спрашивающий, сколько будет два плюс два, ну как тут не ответить. Мимо такого пройти сложно не только малышу, но даже взрослому.
Плюсы:
- Малыш может играть сам (свободное время папе с мамой не помешает).
- В игре доступно и наглядно подается различная информация.
- Такие игрушки интересны и привлекательны для всех.
Минусы:
- Малыш играет сам, и что самое страшное, это устраивает родителей, уверенных в магических способностях игрушки не только развлекать, но и развивать без вмешательства взрослых. Но никакая игрушка, программа, особенно с сомнительным звуком, не может заменить непосредственного взаимодействия взрослого и ребенка. Речь развивается только в процессе совместной деятельности. Когда малыш слышит речь, обращенную только к нему, видит речевой аппарат взрослого, учится подражать его действиям, и получает эмоциональную поддержку – улыбку, одобрение, похвалу, объятья, поцелуи, не запрограммированные, дежурные, а искренние, настоящие, вселяющие уверенность и двигающие вперед.
- Ограниченность игровых действий возможностями игрушки. Ну да, понюхал, ну да, лизнул, ну да, пошел, залаял. А дальше что? Вот папа может из своих рук дракончика сделать, а у мамы даже печенье «разговаривает», а интерактивный песик пусть полежит пока на полке.
Совет: Интерактивные игрушки должны быть у современного ребенка, чтобы стопроцентно порадоваться, чтобы было чем похвастаться перед друзьями, чтобы разнообразить повседневность, чтобы познавать этот мир актуальными способами. Главное, не возлагать на эти игрушки все надежды и ответственность за речевое развитие малыша.
Машинки, куклы, мягкие игрушки. Самые популярные, самые доступные, самые востребованные. Именно они являются главными героями всех игр. Становятся самыми любимыми и родными. Сопровождают малыша во время сна, в походе к стоматологу, в путешествиях, и могут даже спрятаться в заднем кармане рюкзака, когда ребенок идет в первый класс.
Плюсы:
- За кажущейся простотой машинки, куклы или плюшевого мишки скрывается огромный потенциал. Ведь любая зверушка, любая куколка благодаря маминому актерскому мастерству может заговорить, погладить, попросить, покормить, успокоить, стать настоящим верным другом. А с помощью машинок так интересно познавать мир в действии – поехали, объехали, заехали под стол, на диван, за шкаф.
- И все-таки, какие они милые. Пушистые, мягкие, со смешными мордашками. Так приятно их подержать в ручках, обнять, полюбить. Вот главные «воспитатели» этики и эстетики.
Минусы: Без участия взрослых это просто игрушка, которая не развивает и не стимулирует, довольно быстро может наскучить и долго пылиться на дальних полках. Или, еще хуже, валяться под ногами и складироваться в несметных количествах.
Совет: Все зависит от взрослых, станет ли простая незамысловатая игрушка верным помощником в воспитании и обучении малыша, или же будет «лишней тратой денег» и источником хаоса и беспорядка.
Конструкторы, кубики, развивающие пособия (рамки, сортеры, паззлы). Развивать ребенка с первых дней его жизни стало очень модно. И в последнее время достаточно просто – стоит купить парочку пособий, и малыш может самостоятельно открыть для себя математику и физику в двухлетнем возрасте.
Плюсы: Сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, размера и других свойств окружающих предметов), ориентация в пространстве, формирование логических связей, ассоциаций благодаря манипуляциям с деревянными, пластмассовыми , такими разными фигурками, кубиками, картинками. Разве не чудо?
Минусы:
-
Снова без взрослых не обойтись. Иначе рядом с кучей из машинок, зверушек, пупсов будет такая же куча из кубиков, элементов паззлов и деталей конструкторов.
-
В процессе складывания и собирания практически не задействована речь.
Совет: все хорошо в меру. Именно разнообразие видов деятельности способствует всестороннему развитию ребенка.
Игрушки-имитаторы, сюжетные наборы. Самым интересным и привлекательным для маленького человечка всегда был, есть и будет мир взрослых. Поэтому существует великое множество игрушек – маленьких копий реальных предметов. Бытовая техника, кухни, инструменты, кассовые аппараты, аптечки – не отличить от настоящих.
Плюсы:
- Играя игрушками-имитаторами, так хочется делать, как мама и папа, научиться подражать. А это самый важный шаг в процессе обучения и воспитания.
-
Сначала копируются действия, а потом и речь. С помощью сюжетных наборов (домиков с мебелью, конструкторов с фигурками людей и животных, железных дорог с поездами и пассажирами) можно моделировать ситуации общения, в которых будет интересно и познавательно и детям и взрослым.
Минусы: Ни минуты покоя маме с папой. Вылечить всю семью и все игрушки, сходить за покупками, построить зоопарк, отправиться на луну – малышу в таких серьезных играх нужен надежный партнер. А кто сказал, что быть родителем – это легко?
Игрушки. Такие разные, такие интересные, такие необходимые. Какими он должны быть? Безопасными, соответствующими возрасту и интересам малыша, вызывающими приятные эмоции. Какими должны быть люди по отношению к ним? Внимательными, бережливыми, аккуратными. Главное – не забывать, игрушки любят, когда ими играют.