Еще недавно у вас была совершенно другая жизнь, центром которой были вы сами, ваши желания, ваши стремления, ваши потребности. Но произошло чудо, зародилась новая жизнь, и все закрутилось, завертелось, заработало, подчиняясь каким-то своим непостижимым законам. Новые ощущения, перестройка организма, гормоны, страхи, переживания, бесконечные анализы, врачи, лекарства, роддом, схватки, роды, и, наконец, долгожданная встреча – главное чудо, новый центр вселенной – ваш малыш, посапывающий у вас на руках.
Приятная усталость, неописуемый восторг и счастье, и кажется, самое тяжелое позади. На самом деле все только начинается. Теперь ваша жизнь подчиняется потребностям, желаниям маленького человечка, самого дорого, самого любимого, самого желанного человечка, и пока еще самого непонятного для вас. Непонятный плач, непонятный насморк, непонятная температура, непонятный аппетит, непонятный сон – непонятно и пугает абсолютно все! Но бессонные ночи, помощь и забота близких людей, и самое главное – ваша безграничная любовь творят чудеса, и ваше чадо становится самым родным, вы чувствуете каждый его вдох, слышите каждый его всхлип, и знаете о нем абсолютно все – что ему надо, что ему хочется сейчас, что ему захочется через минуту. Советы мудрых бабушек, рекомендации врачей, информация из книг, журналов, Интернета помогают стать вам лучшим специалистом в области детского развития, самым лучшим именно для вашего малыша. И для вас очень важно знать, когда, что, и в каком объеме должен сделать ваш карапуз, для того чтобы расти здоровым, умным и счастливым ребенком.
С пристальным вниманием, под неусыпным контролем со стороны бабушек, дедушек, соседей и участкового педиатра, вы строго следите за тем, когда малыш поднял головку, когда повернулся на животик, когда сел, когда вылез у него первый зуб, когда он сделал свои первые шаги на пути в самостоятельную жизнь. Следите, чтобы вовремя помочь, не пропустить что-то серьезное… И это действительно правильно, потому что каждое достижение ребенка является необходимой основой, базой для его дальнейших «подвигов». И задерживаться совершенно некогда! Только за один год маленький пищащий комочек превращается в смышленого непоседу с собственными интересами, потребностями и с неуемной жаждой к новым знаниям, умениям, открытиям.
И если с двигательным, физическим развитием более или менее все понятно и наглядно, то интеллектуальное, в частности речевое развитие малыша на первом году жизни таит в себе много загадок, тем не менее, имеет колоссальное значение для счастливого будущего.
Итак, начнем с самого начала. Малыш родился. Из такого родного, надежного, привычного, теплого родился в холодное, шумное, яркое, страшно непонятное. И самое главное сейчас, чтобы опять стало тепло, сытно, спокойно и пахло мамой. И малыш кричит. Сначала кричит, потому что страшно и неприятно, а потом, чтобы стало спокойно и сытно. Проходят дни, недели, месяц. Мама рядом, практически всегда сухо и комфортно, и уже почти совсем не страшно. А вокруг, оказывается, столько всего интересного! Но пока мало что видно. Поэтому надо повернуться, посмотреть внимательней и прислушаться! Столько разных ощущений, образов и разных звуков, и самый приятный из них голос мамы, ведь это значит, она рядом , со своими сухими пеленками, со своим теплом, со своим молоком, со своими объятиями, со своей любовью. Малыш, как губка, впитывает в себя все краски, все запахи, все звуки, все ощущения, которыми богат окружающий мир. И это самый ценный багаж, который обретает маленький человечек. Это фундамент для дома, для замка под названием «личность»! Чем больше ощущений, чем разнообразнее они, тем быстрее малыш двигается дальше в своем развитии. На основе полученных впечатлений делаются первые выводы, формируются образы, понятия, проводятся первые классификации. И это огромный, колоссальный труд для малыша, на это тратится невероятное количество сил, энергии, потому что это самая главная задача – познавать этот мир, чтобы приспособиться к нему, адаптироваться, выжить. И самый первый, самый главный вывод, который делает малыш – невозможно ничего узнать, невозможно привыкнуть к внешнему миру, невозможно выжить без взрослого, без человека, непосредственно ухаживающего за ним. Малыш выделяет этого человека из общего потока ощущений, запоминает его лицо, его голос и пытается идти на первые контакты. Первые улыбки, первые движения, первые звуки, адресованные определенному человеку, вот начало начал, это первый опыт общения. И если малыш получает все необходимое для себя от взрослого, если все его потребности удовлетворены, и он твердо уверен в завтрашнем дне, а всякие досадные ощущения вроде набухших десен или бурчащего животика не сильно отвлекают, тогда наступает время великих открытий.
Это для нас, взрослых, все просто и ясно: мы произносим разные звуки, звуки складываются в слова, слова обозначают предметы, действия, явления из окружающего мира. А для ребенка это настоящее волшебство, открытие Америки. И открыть эту «Америку» малыш может для себя только сам, благодаря собственной активности, собственной деятельности. А первое, что умеет делать ребенок, это плакать. В этом деле малыш со временем становится настоящим виртуозом, с помощью одного только плача он может не только заявить о своих чувствах, о желаниях, о своем отношении к происходящему вокруг, но и ловко манипулировать взрослыми. Проходит немного времени, и в плаче рождаются первые речевые звуки. Пока они имеют мало сходства с человеческой речью, но это новый, очень важный этап речевого развития, называемый гулением. Малыш открывает для себя удивительный мир звуков, с удовольствием играет, экспериментирует с ними, таким образом, тренирует свой речевой аппарат, познает себя, свои возможности, окружающий мир. В это же время ребенок учится слушать, выделять звуки речи в общем потоке ощущений. А это основа для развития фонематических процессов, без которых речь просто невозможна. В этот важный период жизни малышу как никогда нужен взрослый, главный волшебник, пример для подражания, мощный стимул для говорения. Он помогает превратить звуки в слова, в песню, в любовь, в заботу. И для улыбки взрослого малыш двигается к следующему открытию – звуки можно соединять в слоги, начинается лепет. Сколько умиления у взрослых, сколько восторга у болтуна, и сколько пользы для речевого аппарата и психического развития в целом! Особенно, когда это не монолог, а настоящий диалог: взрослый все повторяет за малышом, оформляя при этом беспорядочные слоги в слова. И все это с улыбкой, с хорошим настроением, с четкой артикуляцией. При этом, не забывая про пассивный словарь (понимание слов, обозначающих предметы, людей из ближайшего окружения малыша) много раз четко называя все, что малыш видит, с чем играет, в чем заинтересован. Постоянные речевые «тренировки», богатая на впечатления жизнь, активная поддержка взрослых, и вот он — долгожданный результат — первые полноценные слова, самые главные, самые важные в жизни: ПАПА, МАМА, ДАЙ! Но останавливаться никак нельзя! Впереди столько еще интересного, что нужно открыть, познать, покорить… Только вместе!
В итоге хочется подчеркнуть, что развитие речи малыша начинается с первых дней его жизни. Это довербальный этап речевого развития – еще далеко до первых слов, но малыш уже трудится изо всех сил: произносятся первые звуки, слоги, происходят первые уроки общения, закладываются основы фонематических процессов – ребенок учится слышать речевые звуки, слова, понимать названия окружающих предметов, явлений. И для успешного речевого развития малыша на первом году жизни необходимы: