Формирование произношения, развитие речевого дыхания и голоса у детей с нарушением слуха.
Как научить ребенка с нарушением слуха говорить?
С чего начинать обучать произносить звуки и слова?
У малыша нарушен слух, и он не говорит, но внимательно и с интересом наблюдает за движениями губ, за выражением глаз, за тонкой мимикой всего лица говорящего. Пытается подражать.
Устная речь ребёнка с нарушением слуха начинается с воспитания у него внимания и умения подражать.
Начинать надо с повторения крупных движений рук, постепенно усложняя упражнения. Заканчивать -подражанием мелким движениям речевых органов, т.е. выполнением артикуляционной гимнастики (речевой зарядки). Можно поиграть с малышом в игру «Зеркальце» или «Обезьянку», используя зеркало и игрушку. Наряду с этой работой надо укреплять речевой аппарат — это имитация позёвывания, полоскания горла, покашливание.
Работа над развитием речевого дыхания голоса начинается с игр-упражнений (сдувание с поверхности стола мелких предметов; поддувание снежинок, висящих на ниточке; бумажных корабликов, плавающих на воде; задувание свеч и т.д.). Показываем ребенку губы сложенные трубочкой, при этом щёки не надувать. Цель этих упражнений — игрушка сдвигается с места струей воздуха. Упражнение по развитию речевого дыхания включают и произношение гласных звуков. Знакомим ребенка с названием каждой игрушки, сопровождая это написанными табличками.
Необходимо постоянно называть окружающие предметы и явления природы. Хвалить и поощрять малыша за лепетную речь и усечённые слова. Лепет- это база формирования речи у ребенка.
Приемы постановки звуков, работа над развитие речевого дыхания и укрепление речевого аппарата проводится под руководством сурдопедагога (от лат. Surdus — глухой), педагога, обучающего детей с нарушением слуха.