Малыш появляется на этот свет маленьким  неумехой. Но проходят дни, недели, месяцы, и вот чудеса — вырастает новый человечек, и не просто человечек, а Личность с большой буквы со своими талантами, привычками, интересами. Расти, развиваться, обретать новые навыки и умения малышу просто необходимо. Чтобы выжить, чтобы приспособиться, чтобы удовлетворить все свои потребности. Потребности в комфорте, в любви, в познании и преобразовании окружающего мира. Поэтому ребенок с рождения усердно учится  видеть, слышать, чувствовать, понимать, ходить, говорить, играть. А зачем малышу умение читать? Когда, кому и  для чего это надо?

            Надо самому малышу. Что может быть проще, чем прочитать «МАМА МЫЛА РАМУ»? — скажут умные тети и дяди, которые делают это на протяжении нескольких десятков лет. На самом деле, процесс чтения — это зрительно-пространственное восприятие (способность узнавать, различать буквы, видеть определенную последовательность, расположение). Это сформированность  фонематических процессов (восприятие звуков речи на слух, определение последовательности звуков в слове, составление слов из предложенных звуков). Это высокий уровень развития речи в целом, слуховой, зрительной памяти, внимания, мышления. И самое главное, это желание самого ребенка, стойкий интерес к буквам, словам, книгам. Он готов, он хочет читать, ему легко.

           Тогда малыш делает для себя  важные открытия:

  • Каждый звук имеет свое собственное изображение — букву.
  • Буквы складываются в слова, которые называют реальные предметы и явления.
  • С помощью букв, слов, текста можно узнать много нового и интересного.

            Тогда маленького читателя не остановить, и родителям остается только поддерживать интерес ребенка качественной литературой и собственным примером.

            Надо папе с мамой.  «Мой ребенок читает с 3 лет». Восхищенные взгляды окружающих, мечты о перспективном будущем наследника, жизнь прожита не зря. Поэтому повальное увлечение методиками раннего обучения и развития, благо разгуляться есть где. Таблицы, картинки, компьютер, песенки плюс мамино усердие, и тогда становится  все равно, готов ли психически к этому ребенок. Тянем бегемота из болота, вытираем слезы отчаянья, склеиваем разорванные в порыве страсти к литературе книжки, и вот уже малыш механично, автоматично «читает» свои первые слова, не всегда понимая, о чем и для чего.  Результат достигнут, но какими усилиями и с какими последствиями. Станет ли в таком случае чтение любимым занятием — большие сомнения.

            Надо перед школой. На протяжении многих лет дети овладевают навыками чтения и письма именно в школе. Когда действительно наступает время — все познавательные процессы (мышление, восприятие, память, внимание) достаточно для этого развиты,  нервная система готова к таким нагрузкам, и есть серьезная мотивация. Когда грамотно построен учебный процесс — созданы необходимые условия, учитываются законы  психофизиологии, используются адекватные методы и средства. Когда обучение чтению  является не самоцелью, не конечным результатом, а этапом всестороннего развития личности. Иногда не все получается, иногда возникают трудности, иногда требуется больше времени для овладения новым навыком, чем запланировано школьной программой. Поэтому родители, в попытке оградить своего ребенка от возможных неудач,  учат его читать до школы. Главное, не забывать, что все усилия должны быть направлены не на сам результат, а на формирование и развитие необходимых составляющих процесса — концентрации внимания, ориентации в пространстве, зрительного восприятия, правильного звукопроизношения и восприятия звуков речи на слух, словесно-логического мышления.

            Читать можно по-разному. Бегло, механично, не задумываясь. А можно совершать открытия, быть причастным к волшебству, наслаждаться вкусом познания. Главное — вовремя, главное — когда хочется, главное — когда есть зачем.

 

 

Author

Write A Comment