Врач, которого боятся родители.

            Иногда родители слышат такие слова, которые могут их напугать, насторожить, оглушить: «Вам стоит обратиться к неврологупсихоневрологупсихиатру».
            Произнести их может воспитатель в детском садике, педагог в детском кружке, психолог, логопед — любой специалист, который общается с детьми, и с Вашим ребенком также.
            Все, что касается соматического, телесного здоровья — понятно, даже видно, а результат посещения врача тоже налицо. Поэтому родители усердно водят ребенка к педиатру, лору, офтальмологу и т.д.
            То, что касается психологического, психического здоровья — не всегда можно пощупать, да и корректируется обычно долго и трудно. Поэтому некоторые особенности ребенка родители легко списывают на черты характера, условия домашнего воспитания, «испуги», знак Зодиака или ожидают, что ребенок сам «перерастет». И все же, специалисты часто имеют основания для такого направления, и игнорировать его не следует. Во-первых, другой взрослый имеет возможность взглянуть на ребенка свежим, незамутненным и беспристрастным взглядом, используя знания о нормах развития. А во-вторых, не обратившись вовремя за помощью, вся семья вместе с ребенком рискует упустить время, наверстывать которое придется дольше, если это вообще будет возможно.
Надо обращать внимание на:
1. Отсутствие стремления малыша общаться с близкими людьми, полнейшее равнодушие к другим детям, взрослым, уход от контактов с ними. Избегание взгляда в глаза.
              У совсем маленького ребенка, до полугода, — отсутствие так называемого «комплекса оживления» при приближении мамы или папы, а может, и плач при их приближении.

2. Значительное отставание от возрастных норм в развитии. Сейчас в обществе преобладает мнение, что у каждого ребенка есть свой «календарь развития», все придет в свое время. Такое мнение справедливо отчасти, так как оценить то, что стоит ожидать необходимого развития в ближайшем будущем, или ожидание затянулось на неестественное время, знает врач, специалист. Лучше пусть врач скажет, что все в порядке, а может, даст рекомендации по физиотерапевтическим процедурам для достижения нормы в развитии (массаж, специальная гимнастика и т.д.)

3. Затрудненное овладение навыками, которыми другие детки овладевают легко (одевание, рисование, запоминание цветов, цифр и т.д.). Отдельное внимание следует обратить на утрачивание ранее приобретенных навыков, это достаточно тревожный сигнал, чего бы он ни касался, например, самообслуживания, речи.

4. Неумение подражать другому человеку, отсутствие реакции ребенка на демонстрирование каких-либо действий. Либо наоборот, постоянное подражание другим, особенно, в речи, когда малыш дословно повторяет сказанное ему взрослым. То есть на вопросы взрослого отвечает той же фразой с вопросительной интонацией или повторяет последние слова.

5. Преобладание сильных эмоциональных реакций, особенно, негативных: агрессии, беспокойства, возбуждения, плача, гневливости. Необходимо также обращать внимание на то, соответствует ли ситуации сила этих эмоций. В случае, если на спокойное «нет», «отдай» ребенок разражается часовым плачем, на попытку забрать лопатку начинает пронзительно кричать и драться, следует насторожиться, а затем проконсультироваться со специалистом.

6. Отсутствие привязанности к маме или другому взрослому. Если маленький ребенок до 3-х лет легко остается с посторонними людьми, не беспокоится в новой обстановке, это говорит об отсутствии нормальной, естественной привязанности малыша. Как обратная сторона медали — болезненная привязанность, не ослабевающая со взрослением ребенка, когда мама или папа при ребенке старше 3-х лет ни в туалет, ни в другую комнату выйти не могут.

7. Предпочтение занятий с игрушками общению с людьми и играм с родителями, другими детьми. То есть в ситуации, когда ребенок часами может манипулировать предметами и отказывается от живого общения.

8. Неусидчивость, неумение сосредотачивать внимание на чем-либо, выходящее за рамки возрастных норм. Например, ребенок 3-х лет, не умеющий играть в одну и ту же игру на протяжении 10 минут, постоянно переходящий к новому занятию.

9. Беспокойный сон, ночной плач, частые просыпания.

            На какие аспекты в развитии ребенка от 6 и до 12 лет следует обращать пристальное внимание:

1. Неуспешность в обучении, не временная, а стабильная. Не зависящая от конкретного педагога (школьного учителя, репетитора). Если ребенок неуспешен только у одного педагога, это совсем другая история.

2. Сильная утомляемость ребенка, когда на первом уроке он активен и хорошо соображает, а к третьему-четвертому уже «не тянет». Или многократное повторение ситуации «дома знал, а в школе забыл» (не связанное только с одним педагогом).

3. Трудности в сосредоточении на чем-либо. Про таких говорят «внимание скачет», «неусидчивый». Такими словами, конечно, можно описать очень многих детей, но в нашем случае ребенок не сосредотачивается даже на любимых делах, ему трудно поддерживать внимание и в деятельности, интересной для него.

4. Неумение ребенка вести себя в рамках приемлемого. Либо запредельные эмоциональные реакции (чрезмерное раздражение, гнев, злость, мстительность).

5. Чрезмерная, усиленная детскость: и в физической сфере, и в поведении. Лучше всего заметен инфантилизм (детскость) при общении со многими детьми одного возраста: инфантильный ребенок сразу бросается в глаза своим особенным внешним видом (т.е. он чаще всего выглядит младше своего возраста), своими реакциями, эмоционально-волевой незрелостью, меньшей целенаправленностью, чем другие.

6. Неумение устанавливать контакты с окружающими: избегание общения со сверстниками либо конфликтное общение практически со всеми детьми в классе, секции, кружке.

7. Болезненная нерешительность, неумение ставить перед собой посильные цели, когда родители вынуждены брать на себя многие вышеперечисленные функции.

8. Особенности эмоциональной сферы, такие как, например, взрывчатость, агрессивность, импульсивность, чрезмерная обидчивость.

9. Тики, «автоматизмы» (часто повторяющиеся однообразные движения мышцами лица, руками, телом), заикание, энурез, расстройства сна, наличие у ребенка стойких страхов.
            Здесь не были перечислены абсолютно все тревожные моменты, лишь наиболее часто встречающиеся.
             Важно отметить, что наличие какого-либо из перечисленных пунктов не обязательно указывает на серьезные нарушения, но определить степень его выраженности и проверить наличие других пунктов может грамотный врач.
            Отметим также, что врач и «волшебная таблетка» — совсем не панацея от нарушений в развитии ребенка, в его нормализации. Дело в том, что в большинстве случаев после комплексного лечения, которое будет являться базой для изменений в лучшую сторону, необходима работа психолога с ребенком, а чаще всего, — с родителями. Ведь обязательно стоит оговорить режим дня ребенка, семейные правила, способы по включению ребенка в общение, в важную для него деятельность, эффективные приемы взаимодействия с ним — все то, что обеспечит понимание родителями и другими взрослыми того, что происходит с ребенком и переоценку воспитательных воздействий. Благодаря многостороннему подходу, как медицинскому, так и психологическому, логопедическому и др., возможны длительное постепенное улучшение в состоянии ребенка, в качестве жизни всей семьи.

Алена Толкачева, психолог Центра развития и коррекции речи «Lalio»

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment