ПИСАТЬ ОТ РУКИ ИЛИ ПЕЧАТАТЬ? НА ЧТО ВЛИЯЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА УМЕНИЕ ПИСАТЬ РУЧКОЙ?

            Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

         Письменность — это способ представления языка в визуальной или ощутимой форме.
          Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
          В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
          Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
          Зачем учить ребенка писать ручкой?          Зачем вообще современного учить ребенка писать ручкой?
          Мелкая моторика самым непосредственным образом связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Работа с навыками письма — это часть активного развития личности. Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук называет тренировку в чистописании хорошим психотерапевтическим инструментом, который позволяет научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности.
           Целенаправленные занятия каллиграфией психологи рекомендуют начинать не раньше 6-ти лет. А до этого очень полезными будут упражнения для развития мелкой моторики: лепка, раскраски, игра с конструктором. Именно они подготовят почву для дальнейших занятий письмом.
           Когда же нужно начинать развивать навыки красивого письма? Мнение некоторых родителей, что чем раньше, тем лучше, является ошибочным. Лена Данилова — известный педагог, автор множества книг и статей, посвященных раннему развитию детей, предостерегает: «Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за интенсивности ежедневных занятий с малышом. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык. Через два-три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов». 
            Если писать дети не любят (а они в большинстве не любят, потому что а) это трудно, б) они не понимают ценности этого умения), значит надо развивать её через что-то, что им нравится (рисование, лепка, и др.), и уделять этому в начальной школе гораздо больше внимания, чем сейчас, возможно даже больше, чем это было в детском саду, когда ребенок в принципе меньше времени способен проводить за занятиями, требующими усидчивости.
            Очень важно научить работать руками точно и скоординировано, а этому способствует овладение искусством письма и рисование.

    И всё же, что лучше для учебы: писать текст от руки или набирать его на клавиатуре? Оказывается, что лучше учатся те дети, кто пишет от руки.
          В школьные годы письмо от руки помогает развить теменную долю головного мозга, которая может совершенствоваться только в детском возрасте, так как в дальнейшем теряет эластичность.
         Процесс письма и чтения неразрывны и они охватывают почти все органы чувств. Когда ребёнок пишет от руки, его движения оставляют определенный отпечаток на той части мозга, которая отвечает за сенсомоторику. Наш мозг накапливает и обобщает прежде всего звуковые сигналы (когда пишем под диктовку), визуальные(т.е. мы видим то, что мы пишем), моторные (сам процесс письма), а также ещё ощущения от прикосновения к ручке, карандашу и листу бумаги. Это способствует более полному восприятию, осознанию и усвоению информации. Все наверное слышали про аудиалов, визуалов и кинестетиков.          Например, во время письма под диктовку и являются задействованы все эти формы восприятия.
Китайская пословица гласит : «Услышал — забыл, увидел — запомнил, сделал — понял».
Например. Говорим букву «А» и слышим её — аудиальное восприятие с помощью слуха, пишем её — механическое воспроизведение с помощью движений (кинестетика), и одновременно с этим наблюдаем появление буквы «А» на листе бумаги и в результате видим её полностью написанную (визуальное восприятие). Здесь включается творческий процесс, стимулируемый природным любопытством, а завершается это маленькой победой и удовольствием, получаемым от этой победы. Только такая комбинация действий позволяет полноценно усвоить материал.
           Еще один плюс письма от руки — его низкая скорость. Оно занимает больше времени, чем стук по клавишам. Временной аспект влияет на процесс познания: чем дольше урок — тем качественнее знания.

           Зачем учить ребенка писать ручкой?
           Предложим ученику выбор — написать рукой или напечатать на компьютере — ребенок выбирает компьютер. Почему? Во-первых, интереснее, во-вторых, однозначно красивее, в-третьих — значительно легче: у нас появляется множество возможностей исправить, переставить, вырезать-вставить и так далее.
           А когда мы пишем от руки все эти возможности автоматически становятся недоступными.
           Не зря ведь говорят, что написано пером — не вырубишь топором. Письмо от руки учит нас планировать и продумывать свою дальнейшую деятельность, более тщательно прокручивать в голове варианты, проговаривать про себя (что в свою очередь способствует развитию речи) и делать выбор в пользу лучшего — развития. Когда осваиваешь этот навык, то в последствии и на компьютере становится проще работать с текстом.
           На протяжении всей жизни люди развивают лишь несколько определённых областей мозга, в то время, когда остальные его части используются очень посредственно. Мы всегда держим ложку и ручку одной рукой, открываем дверь ей же. Читаем и пишем мы всегда только слева направо. ВСЕГДА ТОЛЬКО СЛЕВА НАПРАВО! А от этого напрямую зависит то, какая часть мозга работает в тот или иной момент, какая часть мозга тренируется. Попробуйте прямо сейчас взять ручку в другую руку. Вы наверняка уже пробовали раньше, хотя бы шутки ради. А теперь напишите своё имя. Написали? А напишите-ка его задом наперёд. А теперь, целое предложение. Что вы чувствуете при этом? Как почерк?Думаю, неважный. А это значит, что вам есть куда стремиться.
           Энн Манген, доцент исследовательского центра при университете Ставангера , задася вопросом о том, какие навыки теряются при переходе от книги к экрану компьютера, и от ручки к клавиатуре. В процессе чтения и письма принимают участие ряд органов чувств. Когда человек пишет от руки, его мозг получает ответную реакцию на задействованные моторные функции, вместе с ощущением от прикосновения к карандашу и бумаге. Такой вид обратной связи значительно отличается от реакции на прикосновение и печатание на клавиатуре.
           У Выготского есть прекрасные слова: «Развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием.»

Желаем вам успехов!

При подготовке статьи были использованны материалы из Интернета.   

 

Author

Write A Comment