Ускоренный темп речи или тахилалия. Что это такое? Это патологическое убыстрение темпа речи, при котором, вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30. У ребёнка речь стремительна и неудержима. В дошкольном возрасте, большинство детей могут говорить быстро, так как у них слабо развит контроль за своей речью. В основе этого недостатка лежит слабость тормозных процессов в головном мозге, а также слабый или неустойчивый тип нервной системы. В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференциаций, что может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения. А также, могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз.
Ребенок может пропускать целые фразы, путать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Ребёнок захлебывается, не успевая проглатывать слюну и она брызжет наружу. Неправильно употребляет грамматические формы слов, путает их порядок. Быстрый темп обычно сопровождается быстрыми движениями рук и всего тела.
В некоторых случаях ускоренная речь развивается вследствии подражания такой же речи окружающих. А также, если в окружении ребёнка присутствует быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится для него привычным и ребёнок может подражать такой речи. Нельзя забывать, что при тахилалии могут проявляться такие нарушения как: нарушения общей моторики, психических процессов, вегетативной нервной системы и эмоционально-волевой сферы. Такие дети обычно не умеют слушать других, у них плохое слуховое внимание. Поэтому, начинать преодолевать тахилалию необходимо с:
— тренировки координации;
— формирования ритмичности;
— плавности (замедления темпа).
Помните и о режиме дня для вашего малыша. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных и возбужденных. Очень важно то, как ваш малыш эмоционально реагирует на яркие впечатления. Ведь быстрая речь свойственна как раз эмоциональным малышам, которые очень чувствительны к новым впечатлениям. Их не должно быть с избытком особенно, перед сном. Нужно укреплять нервную систему ребенка, воздействовать на его поведение, помогать преодолевать суетливость, непоседливость, учить доводить начатое дело до конца. Соответственно с этим, дети приучаются к более медленной, спокойной и плавной речи. Ребенку старшего возраста предлагается придерживаться правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Также, очень полезно читать под такт стихи, отбивая каждый слог ударом руки по столу. Хорошо говорить под музыку. Пение, физкультура, ритмика- всё это способствует преодолению подобного недостатка. Можно использовать и такой приём: на заданный вопрос ребёнок отвечает мысленно, а потом шепотом и только после произносит вслух, медленно и ритмично. И в заключении хочется напомнить, что если вовремя не обратиться к специалисту, то в переходном возрасте быстрый темп речи усиливаться, а у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.
Тахилалия (как и заикание)- это рецидивирующий дефект речи, поэтому даже после нормализации темпа речи нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не начал снова ускорять темп речи при разговоре. Считается, что тахилалия исчезла полностью в том случае, если рецидивов данного дефекта не наблюдалось в течение одного года.
Методов преодоления этого недостатка много, но самое главное — это терпение и доброжелательность окружающих и всё будет хорошо у вашего малыша.
Наталья Сах, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись