Как ранее было отмечено, для того что бы и дальше обогащать активные предметный словарь ребенка у которого есть задержка речевого развития — родители, Вам необходимо как можно больше создавать ситуаций в которых ребенок будет самостоятельно использовать полученные знания. Давать ему возможность изъявлять свои желания, давать ему потребность говорить.
И для этого, во-первых, задавать ребенку альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком.
Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации — общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Мяч? Как надо попросить? — Дай мяч». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил.
Третий вид коммуникации — опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки.
Похвала как положительное подкрепление достижений ребенка — одна из форм стимуляции потребности в речевом общении. Поэтому не скупитесь на добрые слова и радостные эмоции.
Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…». При этом, слова «скажи» и «повтори» необходимо по-прежнему стараться избегать. Если ваш ребенок очень стеснительный, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда ребенок станет более уверенным и начнем проявлять уверенность в общении.
Одновременно с работой по вызову звукоподражания (повторения за образцом) у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи.
Работа ведется в двух направлениях:
1) расширение объема пассивного словарного запаса;
2) формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию звукоподражания детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов.
Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается.
На первых порах для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» — низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом, дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки.
Инструкция может быть повторена не более двух — трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу». Использование подобной настраивающей установки более эффективно, чем многократное повторение на фоне рассеянного внимания, когда родители много раз повторяют одно и то же, а ребенок игнорирует просьбу не из-за вредности, а из-за того, что занят чем-то более интересным.
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
В этот период полезно также начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
Занятия проводятся в виде игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми.
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мячик в ящик», «Положи мячик на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул».
Выделяйте голосом предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию.
Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание.
Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого — она «не руководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. — Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. — Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство ребенка с героями сказок; например, колобок, волшебный клубочек, Иван — царевич. Выбор персонажа зависит от осведомленности ребенка. В процессе игры моделируется передвижение сказочного героя, например: «Катился колобок, катился и закатился…»
Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня машинку, поставь на место, а мне принеси зайку и т.д.»
По мере появления речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения действия, или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какую игрушку ты принес?» и т.д.
На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога — научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, не авторитарно, с опорой на положительную реакцию ребенка.
Примерный сценарий ситуации и правильного поведения взрослого.
Ребенок подходит к шкафу или полкам с игрушками и жестами или голосом просит дать ему машинку.
— Что тебе дать? Машину?
— Т-р-р-р-р-р
— Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. Ма-ши-на.
— А-тина.
— Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на.
— Матиа.
— Очень хорошо, умница. Вот тебе машина. Это ма-ши-на.
В данном случае взрослый создает ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется в ходе общения. Взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова (послушай, посмотри), т.е. использует сохранные у ребенка анализаторы, включается компенсаторный механизм за счет работы зрительного и слухового анализатора в их единстве. Приблизительный контур слова, который повторяет ребенок, с каждым повторением становится точнее.
Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок.
Приведем пример беседы при чтении сказки «Курочка ряба».
Прежде всего, хорошо-бы устроиться с ребенком в уютном месте, чтобы вас ничего не отвлекало.
— Жил был дед и баба. Кто это? Это дед. Дед. Кто это?
Варианты ответов ребенка могут быть: — Де, дет, дядя.
В любом случае необходимо похвалить ребенка.
— Правильно, это дед. Где у деда глазки?
— Что это?
— Азя.
— Хорошо, послушай и посмотри, как я скажу. Гла-за.
— Га-зя.
— Какой ты молодец! А где у дедушки нос? И т. д.
Подобные занятия не должны продолжаться не боле 7 — 10 минут, поэтому при рассматривании картинок взрослому не стоит «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз рассматриваются разные картинки. Разные детали картинок.
После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки.
— Сейчас ты мне поможешь рассказывать сказку. Будешь мне подсказывать. Смотри на картинки, они тебе помогут. Жили-были…
— Дед.
— Правильно. И…(Взрослый показывает на бабку).
— Баба. И.т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя и с грамматическими ошибками.
Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай …», «На …», «Хочу сделать …» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста». Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно).
Взрослый должен создавать ситуации, когда он как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно. Например, мама стоит спиной к ребенку, потому что делает уборку, вытирает пыль и не видит ребенка, а услышать его просьбу она при этом может.
Старайтесь хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Если ваша помощь была эффективной, то положительную динамику вы увидите в течение двух — трех месяцев. Если улучшения не наблюдается — обратитесь за консультацией к специалистам (логопеду и невропатологу).
Успехов Вам, любящие и заботливые родители.
Алена Еньшина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись