Уже с самого рождения начинается знакомство малыша с окружающим миром. В этом периоде у младенца формируются самые элементарные формы ориентировки в пространстве. Они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы. По мере развития, у малыша возникает потребность в изучении предметов, представлений о положении, о форме вещей. Особую роль в процессе восприятия пространства играют двигательные и зрительные ощущения. При рассматривании предмета малыш вынужден поворачивать в его направлении глаза и голову, вследствие чего к зрительному ощущению присоединяется мышечная реакция. Немаловажным фактором, влияющим на формирование пространственных представлений, является слуховое восприятие. Голоса и звуки, которые слышит кроха помогают определить направление звучания.
Но восприятие предметов, движения и связанного с ним «мышечного чувства», которые являются необходимыми условиями познания пространства, еще не достаточно, чтобы ребенок знал, что такое «далеко», «рядом», «слева», «внизу»
и т д. В период, когда ребенок начинает активно пользоваться речью, для общения с окружающими, восприятие пространства поднимается на новый более высокий уровень. Именно слово, которое наполняется конкретным содержанием, становится раздражителем, замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами.
С этого момента развитие пространственной ориентации ребенка происходит в неразрывной связи с формированием его мышления и речи. В результате взаимодействия взрослого и ребенка, малыш постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («тут», «там», «здесь» и т.д.) к усвоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т. п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений.
Повзрослев, малыш продолжает знакомство с пространством осваивая собственное тело и соответствующие ему пространственные направления:
-
впереди — там, где лицо,
-
позади (сзади) — там, где спина,
-
справа (направо) — там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют),
-
слева (налево) — там, где левая рука.
Особо важной, и в то же время чрезвычайно сложной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.
На основе знания собственного тела, то есть ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Малыш учится определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол).
К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самого себя.
В младшем школьном возрасте в процессе усвоения знаний по различным учебным предметам (письму, математике; на уроках изобразительного искусства, труда, физической культуры), а также в средней и старшей школе (в процессе обучения геометрии, черчению, географии) происходит дальнейшее развитие пространственных представлений детей о величине, протяжённости, длине, ширине, высоте, расстоянии, направлениях по сторонам своего тела и т.д.
От первоклассника учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. Очень огорчает то, что восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают даже у учащихся первых классов определённые трудности, что, конечно же, обусловлено недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве.
Не сформированные пространственные представления ребёнка являются одной из причин возникновения дисграфии («перевертывание» детьми изображения букв и цифр, неверное написание графически сходных букв и цифр). Обучение детей и в средней школе по некоторым предметам вызывает трудности, так как для их усвоения требуется высокий уровень развития пространственных представлений.
Опыт работы показывает, что среди первоклассников, выявляются дети, имеющие трудности с различением правой и левой сторон у себя и у собеседника, пониманием предлогов и наречий, обозначающих пространственные взаимоотношения. Понимание и правильное употребление предлогов и наречий свидетельствует о нормальном развитии грамматического строя речи.
Очень важно подобрать нужный предлог. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. К этой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Вторая группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения. Ко этой группе относятся предлоги к, из-за, по, через, вдоль и поперек.
Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «куда?» (сюда, туда, налево, влево, направо, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление движения, но обратного характера и отвечают на вопрос «откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, снизу, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду и т. д.).Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду и др.).
Детей постоянно учат адекватно использовать в речи «пространственные» термины, осознавая их смысл. Осуществление этих задач, тесно связанных друг с другом, возможно в процессе целенаправленного обучения и в повседневной жизни.
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и практическая ориентировка в окружающем пространстве.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на которых, является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения и разъяснения взрослых в сочетании с показом, ответы детей, т.е. все многообразие приемов и методов направлено на понимание, различение, дифференциацию, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в различных практических ситуациях.
Прежде всего необходимо учить малышей различать и называть части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь , спину, ноги, руки. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами правая, левая.
Эти знания закрепляются в дидактических играх, например в игре «Кто правильно покажет и скажет?», содержание заключается в следующем: в гости к малышам приходит сказочный персонаж (роль выполняет взрослый) и предлагает
детям поиграть — показать и назвать, где у них правая (левая) рука, притопнуть правой (левой) ногой, правая бровь, левый локоть и т.д.
Особые трудности испытывают дети при дифференцировке правой и левой руки. Необходимо знакомить дошкольников с названием обеих рук одновременно, подчеркивая их различные функции: правой рукой держат ложку, а левой — кусочек хлеба или придерживают тарелку; в правой руке находится карандаш, которым рисуют, а левая прижимает лист бумаги, чтобы он не скользил, и т.д. Об этом необходимо постоянно напоминать детям, развивая умение дифференцировать части тела.
На этой основе начинают целенаправленно формировать у детей опыт ориентировки в пространстве по основным направлениям. В процессе обучения различаемое ребенком направление пространства связывают с представлениями о сторонах собственного тела. В этом помогут многочисленные упражнения, в которых требуется воспроизведение направлений по названию, самостоятельное обозначение их словом, передвижение в указанном направлении, при выполнении поворотов и т.п.
Постепенно можно увеличивать количество предметов и степень их удаленности от ориентирующегося. Подбирая вначале упражнения только на парные и взаимосвязанные направления, затем следует их давать в любом порядке.
Другое усложнение заключается в том, что, выполнив поворот на 90° или 180°, ребенок опять должен назвать, где что находится. Таким образом осознается относительность пространственных отношений. До тех пор пока эта особенность недостаточно осознана детьми и навыки ориентировки у них непрочны, следует тщательно продумывать организацию упражнений.
Необходимо широко использовать упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе активного передвижения. Дети получают задание найти игрушки или какие-то предметы, а в словесной инструкции указывается направление поиска: «Направо пойдешь — мишку найдешь, налево пойдешь — матрешку найдешь и т.д.». Различные варианты таких игр-упражнений должны предусматривать постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров и т. д. В конце, можно попросить ребенка дать словесный отчет: «Расскажи, как ты нашел эту игрушку». Это помогает ему осмыслить и отразить в речи свои действия. Следует проследить, чтобы дети не подменяли обозначение пространственных направлений предметными ориентирами. Двигаясь в соответствии с указаниями, меняя направление движения, делая различные повороты, дети упражняются в определении основных пространственных направлений. Во всех этих случаях ребенок ориентируется в пространстве «от себя». Площадь ориентировки необходимо постепенно увеличивать, а также повышать требования к темпу выполнения заданий, вводя в них элементы соревнования.
На основе четкой дифференцировки основных пространственных направлений необходимо предлагать детям задания на ориентировку с закрытыми глазами. С этой целью нужно проводить игры аналогичные игре «Жмурки». В них ориентировка совершается на чувственной основе, путем восприятия звуковых, предметных и других непосредственных сигналов. Сначала выполняется пробный ход с открытыми глазами, затем движение к цели, сохраняя направление, осуществляется с закрытыми глазами. В игру может вноситься дополнительный элемент — указание о направлении движения («далеко», «близко», «тепло», «холодно» и т.п.).
Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения объектов. Такая работа начинается рано и ведется на протяжении всего дошкольного возраста, включая накопление опыта восприятия и понимания пространственных отношений между предметами, развитие умений учитывать и трансформировать их в своей деятельности, овладение соответствующими предлогами и наречиями, т.е. комплексом категорий. Так как важнейшим условием понимания ребенком пространственных отношений между предметами является умение ориентироваться «на себе» и «на предметах», то педагогическое руководство должно быть направлено прежде всего на совершенствование этих способов ориентировки.
Детей следует учить выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, лицевую (переднюю) и тыльную (заднюю), боковые (правую и левую).
Изначально, детям доступны самые простые задания, требующие ориентировки на ограниченной площади при близкой расположенности предметов. С этой целью проводятся различные дидактические игры, упражнения в игровой форме, игры-занятия, небольшие инсценировки, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда-то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т.д.
Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт. Результатом такой работы должна стать свободная ориентировка в пространстве.
Необходимо научить детей ориентироваться не только в трехмерном пространстве, но и на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. Эта работа осуществляется также на протяжении всего дошкольного возраста. У малышей развивают умение проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т.п.
Развитие пространственных представлений и ориентировок успешно сочетается с формированием представлений о количестве, форме, величине: устанавливая отношения равенства или неравенства, дети раскладывают мелкий раздаточный дидактический материал на полосках (верхней или нижней) правой рукой и в направлении слева направо; размещают геометрические фигуры на листе бумаги: в центре (в середине) — круг, направо — треугольник, а налево — квадрат; создают упорядоченный ряд, раскладывая по размеру полоски на столе в разных направлениях, и т.д.
В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где на листе бумаги верх, где низ. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление полученных знаний.
Одним из эффективных приемов является, так называемый, «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: малыши создают орнамент под диктовку взрослого. Он говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает.
Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги и т.д. Аппликация и мозаика помогут в этом нелегком деле.
Графические диктанты помогают закрепить навыки ориентировки на плоскости листа. Ребенку предлагают нарисовать: квадрат в круге, палочку слева от квадрата, цветок справа от квадрата и т.п.
Требует сложных ориентировок дидактическая игра « Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т.д.
Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: расположить мебель в комнате куклы как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т. д. Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно переносит трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т.д. Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий.
Формирование и развитие пространственных представлений и понятий сложный кропотливый труд, но Вам, уважаемые родители это под силу. Для этого всего лишь нужно огромное желание и немного драгоценного времени, чтобы превратить сложный процесс формирования и развития пространственных понятий в увлекательную игру.
Елена Гофман, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись