«Речь- это повозка, в которой едет мышление».
«Плохо говорит…», «Заменяет многие звуки речи на другие…», «Пропускает звуки, слоги…», «Во рту будто каша…», «Глотает окончания слов», определённые трудности в согласовании (5 стулов) – типичные жалобы, с которыми родители обращаются за помощью к специалисту. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна. И носит она фонематический характер.
Всё в психическом развитии ребёнка начинается с органов чувств. Для речи основным из них является слух. Наличие физического слуха является необходимым условием для нормального овладения речью. Состояние физического слуха зависит и от состояния самого уха (периферия), и от нерва, который соединяет ухо с головным мозгом (проводящий нерв), и от тех клеток в самом мозге, где проводящий нерв оканчивается (нейросенсорная зона). В последующем ведущая роль принадлежит уже не физическому, а разным видам так называемого речевого слуха.
Слышать, чтобы говорить
Маленькие дети очень хорошо подражают неречевым звукам: гудкам, стукам, голосам животных. Это объясняется тем, что у них рано и активно созревает правое полушарие. Первые слова дети говорят, подражая взрослым, по тому же принципу, по которому подражают неречевым звукам. В этом участвуют уже оба полушария мозга – и правое, и левое. Затем из этих неречевых звуков благодаря работе мозга вычленяются составляющие, которые полезны для речи и запоминаются преимущественно левым полушарием. Правое полушарие, которое действует первым, должно шаг за шагом отступать, пропуская вперёд левое. Левому предназначено стать главным, доминантным у взрослого человека, в том числе и речевым.
К трём годам ребёнок имеет достаточно большой объём слуховых впечатлений, но он не умеет ещё управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки: по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки есть «речевой слух» — которая не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: её необходимо целенаправленно развивать.
Развитие речевого слуха позволяет:
• правильно произносить звуки;
• чётко произносить слова;
• владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь );
• овладеть словарным запасом и грамматическим строем речи;
• успешно освоить письмо и чтение.
«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания.»
К.Д.Ушинский
Особое внимание необходимо уделить и следующему факту: когда речь идёт о нарушении слуховых способностей, большинство из нас, прежде всего, думает о процессах, которые происходят в ушах, то есть определять наличие звука. Способность определять наличие звука — это только одна часть процесса, происходящего в слуховой системе. Слуховые нарушения мешают детям развивать речь и речевые навыки, успешно учиться, эффективно общаться.
Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат — это патология неврологическая. Без обследования на специальных приборах невролог не может поставить верный диагноз. Поэтому ребёнку могут быть поставлены такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «минимальная мозговая дисфункция (ММД)», «синдром дефицита внимания». В результате ребёнок может остаться без правильного лечения и коррекции. Даная патология может иметь положительный исход только при взаимодействии группы специалистов: невролог, психолог, дефектолог, родители.
Чем скорее будет выявлено нарушение слуха и начато лечение ребёнка, тем менее выраженными окажутся вредные для развития ребёнка последствия.
Что должен слышать ребёнок на разных этапах своего развития?
От рождения до 3месяцев: ребёнок пугается громких звуков, но успокаивается услышав голос мамы.
От 3 до 6 месяцев: реагирует на своё имя. Реагирует на звуки окружающей среды (звонок в дверь, звонки телефона).
От 6 до 10 месяцев: понимает обычные слова («нет», «дай», «бай-бай» и т.д.). Лепечет в ответ на человеческий голос.
От 10 до 15 месяцев: может указывать по просьбе на знакомые предметы. Имитирует простые слова и звуки.
От 15 до 18 месяцев: использует несколько простых слов. Называет части тела, когда его просят. Выполняет простые речевые инструкции.
2 года: выполняет простые команды без зрительного указания. Может повторять простые фразы.
3 года: может определить источник звука. Демонстрирует понимание таких слов, как «иди», «мне», «в», «большой».
4 года: может дать связный отчёт о недавнем событии. Может выполнять простые указания с более чем одним элементом.
5 лет: способен вести простую беседу. Речь ясна и лёгкая для понимания.
«Неврологические расстройства слуха» часто является следствием гипоксии плода или асфиксии во время родов, кроме того, одной из основных причин такой патологии может стать применение антибиотиков при лечении новорождённых и грудных детей.
Для понимания речи очень важны высокие частоты, при неврологической же патологии чаще всего нарушается восприятие именно этих частот. Так, ребёнок слышит обычные звуки окружающей среды (хлопки в ладоши), но не воспринимает некоторые высокочастотные звуки речи.
Центральные слуховые процессы – это способность мозга (то есть центральной нервной системы) перерабатывать входящие слуховые сигналы.
Центральные слуховые процессы физиологически связаны с механизмами внимания. У детей с «неврологическими нарушениями слуха» также отмечается дефицит внимания с гиперактивностью. У школьников сочетание этих двух важных факторов быстро приводит к тому, что исчезает интерес к учёбе. Также в той или иной степени страдает когнитивная функция , развитие речи, память и способность к обучению.
Дети с «неврологическими нарушениями слуха» не уверены в том, что именно они слышат; им трудно слушать при наличии окружающего шума, они хуже слышат отражённую речь, плохо понимают речевую инструкцию, а также быструю и искажённую речь при нормальном периферическом слухе. Эти симптомы могут проявляться в первые школьные годы или на более поздней стадии обучения, когда повышаются академические требования или изменяется акустическое окружение. В редких случаях это могут быть первые симптомы проявления неврологической патологии. Как следствие этих первичных трудностей дети с «неврологическими нарушениями слуха» часто имеют вторичные нарушения речи и чтения, они невнимательны и рассеяны.
Ребёнку помогут преодолеть его слуховой дефицит учителя и родители, если будут говорить медленно, чётко произнося и артикулируя все звуки, упрощая сложные фразы, используя визуальную поддержку в дополнение к речевой информации и т. д.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись