Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух — это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.
Негативных последствий нарушений слуха для личностного развития ребенка можно избежать при раннем начале коррекционного обучения. Неслышащий ребенок должен иметь такие же сенсорные возможности для физического и психического развития, как и слышащий. Речь идет о своевременном адекватном двустороннем слухопротезировании и дальнейшей многолетней совместной работе родителей, ребенка с нарушенным слухом, и сурдопедагога по развитию у малыша слуховой функции и устной речи. Полная реабилитация глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий:
- раннее выявление детей с нарушениями слуха (аудиологический скрининг, проводимый уже в родильном доме или в детских городских поликлиниках),
- определение степени и характера поражения органа слуха,
- слухопротезирование (подбор ребенку врачом-сурдологом индивидуальных цифровых слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление),
- проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.
Необходимо, чтобы каждый родитель до конца понимал, что будущее его неслышащего ребенка во многом определяется в первые месяцы жизни, что «откладывание» коррекционной помощи на годы (до достижения малышом возраста 2-3 лет) и даже на месяцы недопустимо. В этом случае ребенок лишается драгоценного времени, когда можно помочь ему не «сбиться» с естественного пути развития.
До 4-4,5 месяцев неслышащий ребенок проходит те же стадии предречевого развития, что и слышащий. Каково бы ни было состояние слуха — нормальное, сниженное или даже его отсутствие, — все дети в этом возрасте гулят. Это реакция малыша на его физическое состояние: «Мне хорошо, я сыт, мне уютно. Далее ребенок повторяет услышанный звук. Вот мама засмеялась, и ребенок в ответ начинает смеяться. Затем ребенок непроизвольно издает какой-то новый для него звук. Он услышал его, осознал, что это он так сделал, и начал искать способы воспроизвести этот звук снова, идет формирование лепета. До этого момента звуки у детей интернациональные — они все гулят одинаково. Постепенно от этих физиологических, не связанных со слухом реакций дети переходят к лепету. Это следующий важный этап в развитии младенца, и он тесно связан с состоянием слуха. До этого между слышащим и неслышащим малышами не было существенных различий. С момента, когда должен осуществиться переход к лепету, у неслышащего ребенка начинается отставание в развитии. С появлением лепета они резко нарастают. Для неслышащего звуков не существует, поэтому он не может им подражать, а стало быть, у него нет перехода к лепету, и, значит, естественный путь развития речи становится невозможен. Первый год — единственное время, когда можно «вернуть» ребенка в естественное русло развития. Благодаря слуховым аппаратам и специальным упражнениям, гуление у не слышащего ребенка удается перевести в лепет, увеличивается звуковой багаж, появляется интонационная структура речи. Процесс становления речи неслышащего ребенка максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих: появляется понимание первых слов, потом сами слова, затем фразы.
Появление у ребенка с нарушенным слухом возможности повторять те или иные звуки и слоги за взрослым, которые он услышал в слуховом аппарате, является огромным достижением. Оно знаменует возникновение нового этапа в развитии речи глухого и слабослышащего малыша — переход от гуления к лепету.
Если снижение слуха обнаружено в течение первого года жизни ребенка (в возрасте 5-6 месяцев), если ребенок слухопротезирован и режим работы его двух индивидуальных слуховых аппаратов хорошо подобран, и родители вместе с сурдопедагогом занимаются с малышом, то путь развития неслышащего малыша становится естественным и не отличается от пути развития слышащего ребенка. Таким образом, коррекционная работа, проводимая с первых месяцев жизни, позволяет ребенку уже к году начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения. Малыш может называть лепетно некоторые предметы и действия, речевое общение со взрослыми для него совершенно естественно, именно поэтому он мало чем отличается от слышащего сверстника.
При благоприятных условиях развития и интенсивной коррекционно-педагогической работе к двум годам общение ребенка с взрослыми строится на основе понимания речи. Однако речевое общение предполагает не только понимание речи, но и самостоятельное ее продуцирование. На третьем году жизни словарь понимаемой и самостоятельной речи ребенка, занятия с которым начаты на первом году жизни, может быть достаточно богатым.
В том случае, когда коррекционная работа начинается только на втором году жизни, ребенок не владеет устной речью: не понимает речь и не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные. Все взаимоотношения ребенка со взрослым осуществляются при помощи взглядов, естественных жестов, действий, голосовых реакций. Это резко отличает его от слышащих детей данного возраста. Если нарушение слуха у ребенка выявлено только на втором году жизни, этапы реабилитации он проходит те же (слухопротезирование и коррекционная работа с сурдопедагогом). Но такому ребенку необходимо пройти «пропущенные» физиологические этапы развития, т.е. переход к лепету, даже если ему уже 2 года или 3 года. У него появляется возможность достичь этапа, когда речь становится формируемой, но, конечно, уже с отставанием в развитии от сверстников.
Когда первичное слухопротезирование и коррекционная работа начинаются только на третьем году жизни, отставание в развитии неслышащего ребенка от своих сверстников значительно, он резко отличается от слышащих детей данного возраста. Но не нужно опускать руки, квалифицированное слухопротезирование и ежедневная работа вместе с сурдопедагогом, направленная на развитие ребенка, позволят неслышащему малышу к 7-8 годам догнать своих ровесников в развитии и в дальнейшем обучаться в интегрированной среде со своими сверстниками.
Нельзя забывать о проблеме влияния незначительного снижения слуха на развитие речи детей. Даже при малом нарушении слуха, как правило, происходит недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику.
Наша цель — не упустить время, не только месяцы, но и дни, когда между слышащим и неслышащим ребенком почти нет различий, когда точно направленная и организованная коррекционная работа может эти различия ослабить, а может быть, и вовсе стереть.
Удачи Вам и Вашим малышам во всех начинаниях!
Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2009⁄05/kak-slyshit-vash-rebyonok/