Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточности выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации движений тела. у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения различных движений и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.
«Движение — это жизнь» — гласит народная мудрость .Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, точности движений, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения хорошо использовать стихотворные упражнения, в которых предполагаются движения (рук, ног, головы, туловища), т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «рассказывание», «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.
Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
При подборе стихотворений необходимо учитывать ряд требований:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения и т.д..;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности ребёнка.( содержания и объема стихотворения)
Материал для формирования правильного звукопроизношения, звукоподражания, развития фонематического слуха.(для детей младшего дошкольного возраста)
Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
— Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
— Ур-ур-ур. Ур-ур-ур.-
— Потом с клубочком поиграет.
— Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга
Би-би-би —
Гудит машина.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.
Потирают ладони.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
Насекомые над лугом
— Ж-ж-ж, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— З-з-з, — комар пищит.
— У-у-у, — как паровоз
— Шмель пыхтит, пыльцу повез
— Жук гудит: «-жу, -жу.
Я любого разбужу».
Цок, цок, цок (звук Ц)
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Громко цокают копытца
По мосту лошадка мчится.
Цок, цок, цок!
За ней вприпрыжку
Жеребенок и мальчишка.
Цок — копытце жеребенка.
Цок — каблук о доски звонко.
Понеслись, лишь пыль клубится.
Всем пришлось посторониться.
Шаги на месте.
Скакать, как лошадки.
Бег на месте с подскоками.
Топнуть правой ногой.
Топнуть левой ногой.
«Моталочка» руками.
Пятиться на каблуках назад.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности мышления.
Материал для ознакомления детей со строением деревьев (для детей старшего дошкольного возраста)
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги — это корни.
Их расставим шире.
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше — ствол могучий.
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки — это ветви.
Крону вместе образуют.
Вместе им совсем
не страшно,
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы — веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень,
Разлетятся листья вмиг.
Ноги в стороны
Сжать руки крепко
Наклон туловища вперед, руками достать до пола
Руки вдоль туловища
Качаться влево -вправо
Руки поднять вверз и сомкнуть над головой
Раставить руки в стороны вверху
Обвести покругу «рисуем» крону над головой
Покивать головой «нет»
Поднять руки вверх и покачать ими
Пошевелить всеми пальцами
Сложить пальцы вместеодной руки и накрыть пальцами другой руки
Шагать на месте
Круговые движения руками, через сторону вниз
Движения, можно обогащать и видоизменять. Дети постарше, могут показывать не только содержание строки, но и каждого слова в ней. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для обогащения словаря детей, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Совместные действия со взрослыми или сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Инесса Зыбина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»
Литература:
1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. ТЦ Сфера, 2005
2. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг. Журнал Дошкольное Воспитание, 1999 №1-4
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись