Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточности выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации движений тела. у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения различных движений и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.

             «Движение — это жизнь» — гласит народная мудрость .Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

           Для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, точности движений, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения хорошо использовать стихотворные упражнения, в которых предполагаются движения (рук, ног, головы, туловища), т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «рассказывание», «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

              Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

            Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

              При подборе стихотворений необходимо учитывать ряд требований:

  • разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения и т.д..;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
  • при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности ребёнка.( содержания и объема стихотворения)

 

            Материал для формирования правильного звукопроизношения, звукоподражания, развития фонематического слуха.(для детей младшего дошкольного  возраста)

Котенок мамочку зовет:

—           Мяу-мяу, мяу-мяу.

—            Он не напился молока:

—           Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

—           Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

—          Ур-ур-ур. Ур-ур-ур.-

—          Потом с клубочком поиграет.

—          Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает.

 Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

 

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.

 Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

 

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

 

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

 

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

 

Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга

Би-би-би —

Гудит машина.

Тук-тук-тук —

Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем,

 Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу

Шу-шу-шу —

Они шуршат.

 Быстро крутятся колеса.

Та-та-та —

Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

Ритмично потопывают ногами.

Потирают ладони.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

 

Насекомые над лугом

—           Ж-ж-ж, — жужжит пчела:

—            Я лечу издалека.

—            З-з-з, — комар пищит.

—            У-у-у, — как паровоз

—             Шмель пыхтит, пыльцу повез

—             Жук гудит: «-жу, -жу.

Я любого разбужу».

 

 Цок, цок, цок (звук Ц)

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.

Ритмично притопывают ногами.

 

 

Ритмично хлопают в ладоши.

 

Громко цокают копытца

 По мосту лошадка мчится.

Цок, цок, цок!

За ней вприпрыжку

Жеребенок и мальчишка.

 Цок — копытце жеребенка.

Цок — каблук о доски звонко.

Понеслись, лишь пыль клубится.

Всем пришлось посторониться.

 

Шаги на месте.

 Скакать, как лошадки.

 Бег на месте с подскоками.

 

 

 

Топнуть правой ногой.

Топнуть левой ногой.

 «Моталочка» руками.

Пятиться на каблуках назад.

             «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности мышления.

            Материал для ознакомления детей со строением деревьев (для детей старшего дошкольного возраста)

             Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги — это корни.

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,

 Падать не давали,

Из глубин далеких

 Воду добывали.

Тело наше — ствол могучий.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки — это ветви.

Крону вместе образуют.

Вместе им совсем

не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы — веточками будут.

Листья закрывают их.

 

Как придет за летом осень,

Разлетятся листья вмиг.

 

Ноги в стороны

 

 

 

Сжать руки крепко

 

Наклон туловища вперед, руками достать до пола

 

Руки вдоль туловища

Качаться влево -вправо

Руки поднять вверз и сомкнуть над головой

 

Раставить руки в стороны вверху

Обвести покругу «рисуем» крону над головой

Покивать головой «нет»

 

Поднять руки вверх и покачать ими

Пошевелить всеми пальцами

Сложить пальцы вместеодной руки и накрыть пальцами другой руки

Шагать на месте

Круговые движения руками,  через сторону вниз

             Движения,  можно обогащать и видоизменять. Дети постарше, могут показывать не только содержание строки, но и каждого слова в ней. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для обогащения словаря детей, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

            Совместные действия со взрослыми или сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

 

 Инесса Зыбина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»

 

Литература:

1.  Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. ТЦ Сфера, 2005

2.  Динамические паузы и пальчиковый игротренинг. Журнал Дошкольное Воспитание, 1999 №1-4

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment