Каждое речевое нарушение имеет свою классификацию. И дислалия не стала исключением.

      В основе речевых процессов участвуют несколько анализаторов — это двигательный, слуховой, зрительный. При дислалии нарушения происходят только в двигательной и слуховой сферах. Это связано с нарушениям работы коры головного мозга.

           В зависимости от этого выделяют две основные формы дислалии:

  • механическую — связана с нарушением анатомического строения артикуляционного аппарата (языка, губ, челюсти и зубов) ;

  • функциональную — возникает в следствии:

              1.общей физической ослабленности ребенка из-за различных соматических заболеваний в период формирования речи, а так же при задержке психического развития(ЗПР) и минимальной мозговой дисфункции(ММД).

  2. социальных факторов таких как отсутствие общения, подражание неправильным образцам речи.

 

       В свою очередь в функциональной дислалии выделяют две формы:

         К первой форме относится моторная дислалия.

         Ко второй форме относится сенсорная дислалия;

   Данные формы выделены с учетом распространения нарушений в центральном отделе двигательного или слухового анализатора.

           При моторной функциональной дислалии губы и язык утрачивают четкость движения. Это приводит к потере точности произношения звуков. Они звучат приблизительно, но не точно. Такое искажение называется фонетическим дефектом.

         При сенсорной функциональной дислалии затрудняется различение звуков сходных по звучанию. Например: твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих звуков. Звуки могут смешиваться и заменяться в устной речи (фонематический дефект). На письме проявляется в однотипной замене букв.

          Одновременно может наблюдаться присутствие сенсорной и моторной дислалии. Данное нарушение называется сенсомоторной формой дислалии.

     Учитывая количество нарушенных звуков дислалия может быть:

  • простой (когда неправильно произносятся от 1-го до 4-х звуков)

  • сложной (когда неправильно произносится более 4-х звуков).

         Нарушение произношения звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), называется мономорфной дислалией. А если нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) данное нарушение называется полиморфной дислалией.

           Фонетические дефекты произношения звуков разных групп при дислалии в логопедической практике принято обозначать терминами. Они образованы от букв греческого алфавита.

             Познакомимся с ними более подробо.

        Недостатки произношения [р] и [р’] называется ротацизмом.

    Если не произносятся звуки [л] и [л’] -это ламбдацизм.

          Проблемы с произношением шипящих([ж], [ш], [щ], [ч]) и свистящих ([с], [с’], [з], [з’]) имеет название сигматизм.

         Йотацизм — это недостатки произношения звука [й].

          Проблемы связанные с произношением звуков [г] и [г’] имеет название гаммацизм.

           Каппацизм — недостатки произношения звуков [к] и [к’].

           А хитизм — это проблемы с произношением звуков [х] и [х’].

            Так же при дислалии присутствуют дефекты озвончения, оглушения, смягчения и твердости. Это когда происходит замена звонких согласных — парными глухими, а мягких согласных — парными твердыми звуками и наоборот.

      Если при дислалии присутствует фонематический дефект (это замена звуков), к названию недостатки звукопроизношения добавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

      Помните! Своевременная консультация у специалиста — логопеда позволит Вашему ребенку избежать психологических проблем при общении со сверстниками. А его речь будет красивой!

 

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment