Для того, чтобы речь малыша развивалась необходимы следующие условия:
- нормальное строение речевого аппарата;
- стимуляция речи;
- развитая мелкая моторика.
Как развивать речевой аппарат ребенка мы определили.
Следующим элементом для развития речи малыша является развитие мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика? Это мелкие и скоординированные движения пальцев и кистей рук. Как это выглядит на примере? Умение надеть бусинки на нитку, попасть в отверстие, сложить части пазла и т. д. Почему это важно? Хорошо развитые мышцы пальцев рук способствуют быстрому и правильному усвоению письменной речи (навыка письма). То есть умение правильно держать ручку или карандаш в руке.
Остается вопрос, почему развитие мелкой моторики способствует развитию речи? Ответ очень прост. Дело в том, что центр в головном мозге, отвечающий за речь, находится очень близко к двигательному центру. А двигательный центр появился намного раньше речевого, и двигательный немного задевает речевой. Импульсы, приходящие в наш мозг, не разделяют четко, какую часть стимулировать нужно, а какую нет. Поэтому при воздействии на двигательный отдел, мы воздействует и на речевой отдел. Это косвенное воздействие. Именно поэтому помимо обычного развития мелкой моторики очень полезны логоритмические занятия. Занятия, которые сочетают в себе и двигательную и речевую активность. Как говорится, два в одном.
Итак, как развивать мелкую моторику?
1. Игрушки. Вы знали, что все сортеры, проволочные лабиринты и пазлы направлены на развитие мелкой моторики и координации движений? Сначала Вы начинаете с крупных фигур, а потом переходите к более мелким. Кроме того, есть специальные разнотекстурные игрушки. Они помогают не только познакомится с разным материалом, но так же косвенно делают массаж рук малыша. А это очень полезно.
2. Лепка. Любая лепка, будь то из пластилина, глины или теста, развивает мышцы рук. Укрепляет их. Знаете сколько силы нужно приложить чтобы размять пластилин? Вы так же можете начинать с мягкого теста и затем перейти к более твердому пластилину.
3. Крупы. Да, с крупами можно играть. Это тот случай, когда с едой играть нужно! Вы можете их перемешать, а потом сортировать. Или кормить игрушку определенной крупой, попросив ребенка из общей кучки выбрать только один вид. Кроме того, можно вместе с ребенком создавать картины из круп. И красиво, и полезно.
4. Бусинки/пуговички. С ними тоже нужно играть. Их можно сортировать или нанизывать на веревочки. Попросите ребенка сделать бусы для мамы. Ему понравится такое задание. И интересно, и приятно маме сделать.
5. Игры с пальчиками. Во-первых, это рисунки пальчиками. Есть специальные пальчиковые краски. Пальчиками Вы можете нарисовать все что угодно. Животных, растения и т. д. Во-вторых, это пальчиковый театр. Одеваете на пальчики специальные «одежки» и придумываете сказку. «Одежду» для пальчиков можно заменить рисунками. Нарисуйте мордашку и у Вас есть семья.
6. Резиночки. Придумайте интересную игру с резиночками для денег. Их можно заплетать или что-то оплетать ими. И координация движений и сила мышц. Просто и полезно.
Такие простые игры и задания помогут Вашему ребенку в процессе овладения речью!
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись