Многих родителей дошкольников и первоклассников волнует такой вопрос как чтение. Ребенок трудно запоминает буквы, а если и запомнил, то читает по слогам или медленно. Почему же детям так сложно научиться читать? Это же так легко!

         Но это отнюдь не так как кажется нам, взрослым. Многие родители хотят, чтоб их ребенок был лучшим и поэтому учат читать его уже в 3-х летнем возрасте. И они конечно же ждут того, что их любимое чадо будет бегло читать уже к 4-м годам. Но это очень трудная и даже не выполнимая задача для крохи, к тому же это вредно для малыша.

            По мнению логопедов и психологов, начинать обучение чтению лучше в возрасте 5-ти лет. И данный процесс должен быть увлекательным для ребенка, чтоб он хотел читать с удовольствием. Помните, каждый ребенок индивидуален и учится читать в своем темпе. И самым важным моментом в этот период является отсутствие оценки результата чтения.

         Но если с дошкольниками спешить с обучением чтению не стоит, то у школьников совсем другая ситуация. К концу первого класса они должны не только научиться читать, но и сдать технику чтения. Если же ребенок-первоклассник читает очень медленно, ему нужна помощь. Необходимо найти причину, которая мешает овладеть навыком чтения.

         Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, чтение некоторым детям дается с трудом. Почему это так происходит? Давайте разберемся.

         Для каждого взрослого, чтение это простое, привычное умение. Для ребенка же, который только начинает осваивать это умение — нелегкий труд. Малышу необходимо запомнить все буквы (как называются и как пишутся). Уметь их отличать друг от друга, а так же соединять их в слова и предложения. И самое сложное — понимать смысл прочитаного.

         В каком темпе ребенок будет овладевать процессом чтения зависит от ряда факторов, а именно:

  • восприятия
  • характера
  • темперамента
  • здоровья

         Особенности восприятия у каждого человека различны. От этого и зависит темп усвоения и применения новых знаний. Характер тоже играет большую роль в освоении чтения. Настойчивые, целеустемленные дети быстрее осваивают этот навык. Темперамент малыша тоже немаловажен. Активные и очень подвижные дети дольше учаться читать, чем дети которые более спокойны. Важным является и состояние здоровья малыша. Ослабленные, гиперактивные дети, дети с нарушением зрения, слуха — часто испытывают трудности с чтением.

         Еще большое значение для малышей в освоении чтения имеет пример родителей. Дети, у которых родители читают и которым читают родители, в дальнейшем легче соваивают навык чтения, и читают с удовольствием сами. Будьте примером, прививайте ребенку любовь к чтению.

         Хоть процесс овладения чтением у всех детей и проходит по-разному, но в каждой школе, в каждом классе будут дети, которые плохо читают и читают — хуже всех.

Каково таким детям? Что они чувствуют? Давайте представим.

         Непослушные буквы постоянно путаются и не хотят запоминаться и складываться в слова и предложения. Учитель ругает, родители ругают, одноклассники смеются. Заставляют читать быстрее, наказывают чтением, сравнивают с другими детьми, которые читают лучше. Скажите, не совсем приятно! Именно поэтому, дети которые плохо читают сараются не читать и всячески избегают тех моментов, которые непосредственно связаны с ним.

         Конечно, учителя рекомендуют родителям детей которые плохо читают — читать больше и чаще. Как Вы думаете, помогают такие рекомендации? Не всегда! Проблема с чтением не уходит, техника чтения не становиться лучше, а наоборот — только хуже.

         Сразу возникает вопрос. Что же делать? Как помочь ребенку научиться читать? Как сделать так, чтоб ребенок полюбил чтение?

Ответы на эти вопросы раскроют рекомендации психологов и логопедов.

         В первую очередь, необходимо всем успокоиться, как взрослым, так и детям. Освоение навыка чтения должно быть приятным и увлекательным процессом поэтому, чтение не должно быть в роли наказания.

         Как говорилось ранее, обучать чтению стоит начинать в возрасте 5-ти лет. Помните! К моменту обучения малыша чтению он должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • уметь на слух различать сходные по звучанию звуки;
  • сформированы пространственные представления;

         Если ребенок не выговаривает правильно звуки он будет неправильно (с ошибками) читать, а вдальнейшем эти ошибки «неправильного произношения» перейдут и в письменную речь — письмо.

         Так же с трудностями при чтении столкнутся дети, которые не различают сходные по звучанию звуки, такие как: Б-П, В-Ф, З-С, Г-К и др. Читать такие дети конечно научатся, но при чтении они будут заменять некоторые буквы, которые схожи по звучанию, а так же по написанию. В письменной речи они так же будут заменять буквы которые должны быть, на те, которые они слышат. Например: «птиты» (птицы), «женжина» (женщина),«много гривов» (грибов), «снон» (слон) и т.д.

         Большое значение, при обучении чтению, несут пространственные представления. Умеет ли ребенок различать, где лево, а где право, где верх, а где низ. Ведь читаем мы с лева на право и строчки располагаются с верху вниз. Если у ребенка хромает ориентация в пространстве, то и читать он будет так, как ему захочется. Ребенок может читать слово с права на лево или с той буквы, которая ему больше нравится. Буквы которые не нравятся, малыш вообще может пропускать.

         Если с вышеперечисленным — порядок, то стоит обратить внимание на сформированность внимания малыша. Ведь благодаря вниманию мы можем узнавать и изучать что-то новое. Малыша необходимо научить управлять своим вниманием, что бы его не отвлекали окружающие шумы, яркие картинки и многое другое. Так же внимание неразрывно связано с усидчивостью и сосредоточеностью. Развивая усидчивость ребенка повышается и устойчивость его внимания. Паралельно с усидчивостью развивается и сосредоточенность. Помните! Хорошо развитое внимание у ребенка это залог успешного обучения и не только чтению.

         Итак, ребенок правильно произносит все звуки, различает их на слух и с вниманием порядок, тогда можно приступать к обучению чтению. Для этого следует учитывать следущие моменты.

         Во-первых, ребенок должен быть отдохнувшим, сытим и выспавшимся.

         Во-вторых, создайте подходящие условия. В комнате должно быть светло, тихо (выключен телевизор, радио и т.д), в поле зрения не должны находиться отвлекающие предметы (игрушки, телефон, планшет).

         В-третих, выберите интересную книгу или журнал, который нравиться ребенку и вызывает у него интересс. Текст должен быть небольшой с крупными буквами. Обязательно должны присутствовать рисунки. Предоставьте возможность малышу выбрать книгу самостоятельно. Именно такой выбор и будет поддерживать интерес к данной книге или журналу

         В-четвертых, продолжительность чтения. Читайте по 5-10 минут, но 2-3 раза в день. Длительное чтение утомляет ребенка и отбивает интересс.

         В-пятых, читайте вместе. Часть текста читает ребенок, а другую часть — взрослый. И помните, что юного ученика необходимо хвалить за его успехи.

         И самое главное! Даже когда ребенок научится читать, продолжайте читать ему. Обсуждайте прочитанное, придумывайте свои окончания истории.

         Если Вы будете придерживаться выше перечисленных рекомендаций, то ситуация с чтением очень быстро улучшиться. Но если трудности остаются — обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. Своевременная консультация поможет избежать ребенку многих трудностей, а так же сохранит время и силы родителям.

         Терпения Вам. Заботливые и любящие родители.

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment