На консультациях специалисты-логопеды рассказывают и объясняют родителям, почему у ребенка возникло то или иное речевое нарушение. Дислалия тоже имеет целый ряд причин для возникновения. Они зависят от ее формы и степени.
Причиной возникновения механической дислалии являются аномалии в строение языка, губ, зубов и челюсти. Рассмотрим более подробно, какая аномалия строения на что влияет.
К неправильному строению языка и губ, которые приводят к дислалии, относят:
• короткую уздечку языка;
• короткая уздечка верхней губы;
• макроглоссия (массивный язык);
• микроглоссия (узкий, маленький язык);
• толстые, малоподвижные губы;
Если укорочена подъязычная связка, нарушается произношение верхнеязычных звуков, таких как [ш],[ж],[л],[л’],[р],[р’].
При аномалиях в строении губ нарушается произношение:
• губных звуков [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
• губно-зубных звуков [в], [в’], [ф], [ф’].
Макро- и микроглоссия наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Неправильное строение челюсти называется неправильным прикусом.
Неправильный прикус бывает 3 видов:
• прогенический (когда нижняя челюсть выдвинута вперед)
• бипрогнатический (верхние и нижние резцы в момент смыкания наклонены в сторону)
• прямой (зубы соединяются друг с другом режущими краями )
Это нарушение приводит к неправильному произношению звуков [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], а так же звука [р].
Отклонения в строении зубного ряда. Такие как:
• диастема (щель между верхними или нижними зубами),
• редко расположенные зубы.
• мелкие зубы
• зубной ряд в несколько рядов
Так же влияют на произношение шипящих, свистящих звуков. При неправильном прикусе или аномалии зубного ряда сначала необходимо обратиться к ортодонту, а затем уже к логопеду.
Функциональная дислалия появляется из-за влияния неблагоприятных социальных или биологических факторов.
К неблагоприятным социальным фактором относятся:
• подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной),
• подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»),
• случаи билингвизма в семье (двуязычие),
• педагогическая запущенность.
К биологическим факторам, вызывающих функциональную дислалию, относят общую физическую ослабленность.
Она встречается:
• у часто болеющих детей;
• при минимальной мозговой дисфункции(ММД);
• при задержке речевого развития (ЗРР);
• при не сформированности фонематического слуха;
А теперь рассмотрим как проявляется дислалия у детей и каковы ее признаки.
Если в словах малыш пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки — это признаки дислалии.
Ребенок может пропускать звуки — такие пропуски могут быть в начале, в середине или в конце слова.
Еще малыш может заменять звуки – когда один звук постоянно заменяется другим звуком. Например: «водка» — лодка, «лучка» — ручка и др. Такие звуковые замены происходят из-за неразличения звуков. Это связанно с проблемами произношения или различением звуков на слух.
Часто дети искажают звуки – когда в речи употребляется звуки, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка (например, велярное (когда язык не дотягивается до мягкого неба и выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба) или увулярное (горловое) произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Такое искажение звуков встречается при механической дислалии.
Будьте внимательны к речи своих детей. И пусть общение Вам приносит радость!
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись