Речь человека развивается на протяжении всей жизни. Сначала ребенок пытается издавать звуки, потом повторять слоги и слова. А дальше уже учиться строить фразы и предложения. Все эти этапы речи начиная с лепета, являются основой для становления правильной речи. Ведь можно с уверенностью сказать, что слова, которые произносит человек, являются основным инструментом, с помощью которого можно управлять миром и людьми. Именно поэтому, использовать их необходимо соответствующим образом, чтоб они «точно попадали в цель». Ответственное отношение к словам — это, прежде всего, ответственность за то, что мы говорим, как говорим, и формирует наше пространство жизни. По сути, это наше отношение к себе и к ситуациям, происходящим вокруг нас! 

            Для того, чтобы речь была красивой, в первую очередь необходимо заняться устранением всех речевых дефектов. Если в детском возрасте это сделать не удалось или отсутствовал стимул для их устранения, не стоит переживать.  Все речевые дефекты возможно исправить и во взрослом возрасте. Конечно для этого понадобиться Ваше желание и усилия.

         В данный момент мы живем в эпоху, когда для продуктивного общения и достижения поставленных целей необходимо не только владеть информацией, но и правильно ее преподносить. Так, чтоб было интересно, понятно и полезно. Ведь для того, чтоб подняться по карьерной лестнице необходимо понимание. То, как услышит собеседник информацию зависит большая часть успешности дел. Однако, без правильной речи это не так-то и просто сделать.

         Сейчас написано очень много книг на тему: «Как развить речь»или «Как говорить красиво». И почти во всех есть такая рекомендация как увеличивать свой словарный запас. Но, это не повод для того, чтоб изучать словари и запоминать кучу ненужных слов. Которые потом трудно будет использовать в повседневной речи. Давайте для начала разберемся, из чего состоит устная речь и что необходимо для ее развития или улучшения?

         По определению, устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). То есть, это речевая деятельность, которая состоит из: того, что мы говорим и как мы говорим. Ведь именно от этих двух важных факторов и будет зависеть, поймут нас и будет ли интересна наша речь.

         Интерес у собеседника к нашей речи возникает от того, как мы говорим. А именно от: тембра голоса, его тона и окраса, насколько четко произносятся слова (дикция) и конечно же темп речи.

         Большинство людей считают, что приоритет в правильной речи принадлежит тому, что мы говорим. Однако главным является то, как мы говорим. По статистике, только 10% сказанного «голого» текста, который не окрашен эмоционально или тембрально, усваивается собеседником, если он старается уловить смысл сказанного. Поэтому, первое что необходимо делать, для улучшения качества речи это — сосредоточить свое внимание на том, «как говорить». Для этого необходимо поставить голос. Постановка голоса включает в себя: постановку голоса и дыхания, и работу над дикцией. А теперь давайте попорядку.

         Если обратиться к словарю, то постановка голоса это — выработка рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию. То есть, необходимо научить работать свой голосовой аппарат правильно, чтоб он звучал как правильно настроенный музыкальный инструмент. Постановкой голоса занимаются в театральных студиях и кружках, педагоги по вокалу и конечно же логопеды. Самый главный секрет в постановке голоса — это правильное дыхание. Именно от того, как Вы овладеете дыханием, будет зависеть сила, тембр и окрас Вашего голоса. Правильное дыхание  поможет развить все скрытые возможности голоса. Ведь не зря говорят, что «кто умеет  управлять своим голосом — может как успокоить, так и взбудоражить». Именно от дыхания зависит плавность и мелодичность речи. Голосоведение (которое ведется дыханием) позволяет совершенствоватся голосу, которым Вас наделила природа.

         Дыхание поставлено! Следующий этап в овладении речи — работа над телом. «Но зачем?» — спросите Вы. Для того, чтоб голос был легким, воздушным, полетным, необходимо не только правильно владеть дыханием, но и освободиться от мышечных зажимов. Если Вы напряжены, скованны, то напряженным будет и Ваш речевой аппарат. Слова будут скованными, напряженными и это состояние вы передадите слушателю. Такая мышечная зажатость в свою очередь плохо отразиться на дикции. Сразу могут появиться слова паразиты такие как: А, Э, НУ. Их появление — это попытка хоть немного расслабить Ваш речевой аппарат. А допускать появление слов паразитов в речи категорически нельзя. Потому, что избавиться от них будет сложно и для этого потребуется много времени и Ваших усилий. Для  того, чтоб научиться контролировать свои мышцы необходим самоконтроль. Ведь не все могут сказать, «я так был зажат говоря об этом». Самоконтроль, позволит Вам научиться слушать и понимать состояние тела, а так же контролировать его. Когда необходимо — напрячь мышци, а в нужный момент, как «по взмаху волшебной палочки» — расслабиться. Чтобы достичь таких результатов нужно много тренироваться. Ведь «волшебных палочек», к сожалению, не существует.

         Немаловажный этап в работе над речью — это избавление от психологических зажимов. Страх перед предстоящим общением или выступлением. Это так называемые «психологические зажимы». Как тут еще и говорить, когда так страшно, неловко и т.д. В этой ситуации психологические аспекты выходят на первое место и блокируют Ваше дыхание, мысли и память, а иногда даже координацию. Даже если Вы все отработали, выучили, то это все рушиться в одно мгновение ока, когда появляется «психологический зажим». Дыхание сбивается, мысли путаются, текст забывается! Это такой стресс для организма! А сколько трудов в пустую?

         Что бы справиться с психологическими проблемами, связанными с речью или публичными выступлениями, необходимо разобраться, что лежит в основе этих страхов и переживаний. Консультация психолога тут не помешает, если самостоятельно справится с ситуацией не получиться. Ведь страх сковывает нас внутри, словно внутренняя зажатость души, тела и сознания. А это приводит к таким же результатам, как и мышечная зажатость. Над которой необходимо работать и избавляться от нее.

         Следующим этапом в работе над речью — совмещение голоса и мимики. Каждый из нас встречал в своей жизни человека, про которого можно сказать «у него все на лице написано!»У одних людей выражать свои эмоции с помощью мимики получается мимоволи, а другим над этим необходимо работать. Именно поэтому, данный этап работы проводиться перед зеркалом, а так же может записываться на видео. Тут в помощь, приходит следующий этап работы над телом. Когда учимся контролировать свое тело и мышцы. Ведь мимика — это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Тут сразу вспоминаются слова родителей: — «Не делай два дела одновременно. Ни одно не получиться!» В этой ситуации как раз наоборот. Необходимо совмещать несколько действий одновременно. А имеено:

  • говорить необходимый текст;
  • помнить, что нужно сказать;
  • следить за мимикой;
  • контролировать действие мышц;

Только тогда, когда Вы освоите это умение, совмещать речь с мимикой, а в дальнейшем и движением, можно приступать к освоению художественной речи.

         Художественная речь поэтична, наделена образами, выразительна. Именно она и является образцом для подражания! Испокон веков художественная речь формировалась в устном народном творчестве. Благодаря ей стало возможным переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности(метонимия). Художественная речь формировала и развивала многозначность слова. Именно она придает речи усложненную фонологическую организацию (звуковой уровень языка).

         Основная цель употребления художественной речи — это эстетическая. Нам приятно слышать красивую и правильную речь дикторов, актеров, спикеров. Такая речь приносит нам именно эстетическое наслаждение. Если мы в такой манере будем общатся в супермаркете, с друзьями и тд., нас не будут понимать. Это потому, что использование художественной речи является средством передачи информации. А художественный текст позволяет нашему воображению рисовать свои образы, переживать, мечтать и многое другое.

         Именно тут и следует приступить к пополнению своего словарного запаса. Но не ограничивайтесь только словами! Читайте много различной литературы. Если позволяет возможность, читайте отрывки из книги вслух перед зеркалом. Это позволит отточить тембр и окрас вашего голоса, темп в котором Вы читаете, и конечно же мимику. Интересные фразы, высказывания или обороты — записывайте. Кто знает, в какой момент это может пригодиться?

         Многие люди хотят изменить или улучшить свою речь. Но не прикладывают к этому никаких усилий. Говорят: «В моем возрасте трудно уже что-то исправить!». Но это не так. Отговорки и оправдания улучшить речь не помогут. Они звучат у тех людей, которые этого не хотят. А если есть желание, то и не возникнет никаких оправданий. Такие люди ставят перед собой цель. И идут к ней. Несмотря ни на что. Ведь ничто не достается в этой жизни легко и просто так. К достижению любого результата необходимо прикладывать усилия, работать над собой. Только тогда. Вы будете говорить, так как желали!

         Успехов Вам! Общайтесь с удовольствием и пусть люди Вас понимают!

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment