Детский смех, улыбки, песни и танцы — всё это мы очень любим! Когда у ребенка хорошее настроение, нам это безусловно приятно. Он смеется, иногда дурачится, выдает разные смешные — фразочки. А как заряжает позитивом детский смех? Вот подумайте о смехе, об улыбке ребенка. Приятно, да? Чувствуете положительный заряд? С положительными эмоциями все понятно. А что делать с отрицательными? Слезы, крики, истерики — что с ними делать? А отрицательны ли эти эмоции вообще?
Для начала, давайте разберемся, что такое эмоции. Эмоция — это некоторое психологическое состояние человека, которое дает оценку и придает окрас окружающей действительности. Таким образом, положительные эмоции, показывают, что в это время данная ситуация нам приятна. А отрицательные эмоции, в свою очередь, показывают, что ситуация нам не приятна. Эмоции проявляются в мимике, интонации, высоте и тембре голоса. Очень часто мы сами не отдаем себе отчет о том, что нам что-то не нравится, но наша интонация и тембр голоса четко об этом говорят.
Для конкретного примера можно вспомнить основы дрессировки собак. Собаки не понимают человеческих слов, но очень четко улавливают интонацию. И если мы тихо, спокойно, умеренно и ласково ругаем собаку, она воспринимает это как поощрение. Результат? Цель не достигнута. Мы собаку похвалили, а надо было наругать. Малыши, которые еще не понимают значения слов, тоже ориентируются на интонацию и мимику. Они улавливают настроение мамы, как самого близкого человека. Но с ребенком обязательно нужно следить за тем, что мы говорим, так как что-то может откладываться в его подсознании. И потом, исследования показали, что чем больше родители говорят с младенцем, тем раньше он начинает говорить.
Кроме того, эмоции имеют еще и мотивирующую функцию. Они побуждают нас к действию. И вот казалось бы, зачем нам негативные эмоции, если со всеми этими функциями удачно могли бы справиться и одни положительные эмоции?
Было проведено много исследований, которые показали, что, во-первых, в коре головного мозга имеется центр, отвечающий за положительные эмоции, и центр, отвечающий за отрицательные эмоции. Т.е. нам физиологически нужны отрицательные эмоции. Было так же показано, что для благополучного существования нам необходимо получать положительные эмоции (в размере35% от всех эмоциональных состояний), отрицательные эмоции (в количестве 5%) и нейтральные эмоции (в количестве от всех эмоциональных состояний 60%). Мы должны получать отрицательные эмоции, но положительных мы должны получать в семь раз больше! Отрицательные эмоции нужны!
Проведем сравнение. Для дыхания нам необходим кислород, углекислый газ и азот. Если соотнести с нашими эмоциями, то кислород — это положительные эмоции, углекислый газ — это отрицательные эмоции, а азот — это нейтральные эмоции. Так вот углекислый газ стимулирует наш вдох! Так и отрицательные эмоции они побуждают нас к изменениям. Сначала отрицательные эмоции показывают, что мы вышли из «зоны комфорта», т. е. с места, где тепло, уютно и спокойно, где все в равновесии. Затем они побуждают нас, как-то меняться, производить какие-либо действия, чтобы вернуться в «зону комфорта» или изменить ее. Таким образом, мы определили, что «негативные» эмоции нужны нам для полноценного существования.
Уточним тогда следующий вопрос. Мы все хотим, чтобы наши дети были благополучными, психически и физически здоровыми. Правда? Но ведь мы же сами запрещаем им проявлять отрицательные эмоции. «Не плачь!», «Перестань реветь!», «Держи себя в руках, ты уже взрослый!». Что остается делать ребенку в такой ситуации? Держать все негативные эмоции в себе. Ведь мы хотим, чтобы он только радовался и смеялся. Почему мы так делаем? Не нравится? Стыдно? Или это стереотип? Да, нам не нравится, что наш ребенок плачет, обижается, расстраивается, гневается. Нам нравятся милые телевизионные детки, которые улыбаются беззубыми улыбками и весело хихикают. Нам нравится, когда наш ребенок делает то, что мы говорим! И мы часто забываем, что он тоже человек, хоть и маленький, и он тоже имеет право на эмоции, на выражение их, на свое мнение. Все общество любит тихих детей, с которыми нет проблем. Которые не идут на бунт, а тихо сидят в уголочке и играют в свою игру, которые не дерутся, не кричат, не плачут. Да, нам стыдно, если наш ребенок плачет в общественном месте. Мы сразу думаем, что все осуждают нас, бабушки тыкают пальцем со словами: «Какие плохие родители! Не могут успокоить ребенка!». Все раздражаются и мы это чувствуем. Нам стыдно, что наш ребенок — плаксивый и упрямый. Да, мы поддаемся стереотипам. «Мальчик плакать не должен, он же мужик!», «Девочка не должна драться, она должна быть тихой и всегда приветливой», «Мальчик вообще никаких эмоций проявлять не должен»! В нашем обществе существует стереотип, что мужчина должен быть властным, независимым, безэмоциональным, а женщина в свою очередь должна быть зависимой, эмоциональной и гибкой. И этими стереотипами мы «мучаем» своих детей с детства. Одни эмоции мы поощряем, другие — подавляем. А что происходит с подавленными эмоциями? Они улетучиваются? Нет! Они живут с нами. Накапливаются и выходят косвенно. Неврозы, гастриты, язвы, астма, сердечно-сосудистые заболевания — часто это результаты подавленных негативных эмоций, подавленной негативной энергии. Приведем печальную статистику. Чаще всего эмоции (как положительные, так и отрицательные) подавляет мужская часть населения. Этому они учатся с детства. Сначала детьми, подавляют обиду и гнев, потом подростками не демонстрируют эмоций, потом «глотают» стресс на работе. И как результат мужчины чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями (по статистике). Грустная статистика. Такого мы хотим для своих детей? НЕТ!
Что делать родителям?
Поощрять выход негативных эмоций. Исключить фразы «Не плачь!», «Прекрати плакать!». Не наказывать детей за негативные эмоции. Исключаем формулировку «Будешь плакать — не куплю машинку/куклу!» — не допускать таких формулировок.
Если ребенок плачет, говорить «Да, поплачь! Тебе станет легче!», «Можешь плакать — это хорошо!». Если обижается, подчеркивать, что это нормально и природно. Если злится и проявляет агрессию, нужно акцентировать внимание на том, что злиться можно и нужно! Это естественный процесс, и нужно разрешать проявлять эти эмоции и давать им выйти.
Даже если это манипулятивный плач — это хорошо! Это показатель того, что ребенок находится вне «зоны комфорта» и теперь ему придется или меняться самому, или менять «зону комфорта».
Старайтесь найти выход для негативных эмоций. Даже если ребенок-партизан и не говорит о них, создаем условия для выхода. Можно покричать, порвать листочки, зимой можно поиграть в снежки, можно заняться активным спортом.
Искать причину негативных эмоций и устранять ее. Но в этом случае, лучше консультироваться со специалистом психологом, чтобы не обострить ситуацию.
И помните, отрицательные эмоции — это не то, что нужно искоренять, это то, что нужно уметь контролировать и преобразовывать. И пусть Ваши детки будут психологически здоровыми!
Литература:
http://liht.ucoz.ru/publ/otricatelnye_ehmocii_zachem_oni_nuzhny/1-1-0-34
http://psychology.grimuar.info
Анна Колошко, психолог
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись