Детский смех, улыбки, песни и танцы — всё это мы очень любим! Когда у ребенка хорошее настроение, нам это безусловно приятно. Он смеется, иногда дурачится, выдает разные смешные — фразочки. А как заряжает позитивом детский смех? Вот подумайте о смехе, об улыбке ребенка. Приятно, да? Чувствуете положительный заряд? С положительными эмоциями все понятно. А что делать с отрицательными? Слезы, крики, истерики — что с ними делать? А отрицательны ли эти эмоции вообще?

            Для начала, давайте разберемся, что такое эмоции. Эмоция — это некоторое психологическое состояние человека, которое дает оценку и придает окрас окружающей действительности. Таким образом, положительные эмоции, показывают, что в это время данная ситуация нам приятна. А отрицательные эмоции, в свою очередь, показывают, что ситуация нам не приятна. Эмоции проявляются в мимике, интонации, высоте и тембре голоса. Очень часто мы сами не отдаем себе отчет о том, что нам что-то не нравится, но наша интонация и тембр голоса четко об этом говорят.

            Для конкретного примера можно вспомнить основы дрессировки собак. Собаки не понимают человеческих слов, но очень четко улавливают интонацию. И если мы тихо, спокойно, умеренно и ласково ругаем собаку, она воспринимает это как поощрение. Результат? Цель не достигнута. Мы собаку похвалили, а надо было наругать. Малыши, которые еще не понимают значения слов, тоже ориентируются на интонацию и мимику. Они улавливают настроение мамы, как самого близкого человека. Но с ребенком обязательно нужно следить за тем, что мы говорим, так как что-то может откладываться в его подсознании. И потом, исследования показали, что чем больше родители говорят с младенцем, тем раньше он начинает говорить.

            Кроме того, эмоции имеют еще и мотивирующую функцию. Они побуждают нас к действию. И вот казалось бы, зачем нам негативные эмоции, если со всеми этими функциями удачно могли бы справиться и одни положительные эмоции?

            Было проведено много исследований, которые показали, что, во-первых, в коре головного мозга имеется центр, отвечающий за положительные эмоции, и центр, отвечающий за отрицательные эмоции. Т.е. нам физиологически нужны отрицательные эмоции. Было так же показано, что для благополучного существования нам необходимо получать положительные эмоции (в размере35% от всех эмоциональных состояний), отрицательные эмоции (в количестве 5%) и нейтральные эмоции (в количестве от всех эмоциональных состояний 60%). Мы должны получать отрицательные эмоции, но положительных мы должны получать в семь раз больше! Отрицательные эмоции нужны!

           Проведем сравнение. Для дыхания нам необходим кислород, углекислый газ и азот. Если соотнести с нашими эмоциями, то кислород — это положительные эмоции, углекислый газ — это отрицательные эмоции, а азот — это нейтральные эмоции. Так вот углекислый газ стимулирует наш вдох! Так и отрицательные эмоции они побуждают нас к изменениям. Сначала отрицательные эмоции показывают, что мы вышли из «зоны комфорта», т. е. с места, где тепло, уютно и спокойно, где все в равновесии. Затем они побуждают нас, как-то меняться, производить какие-либо действия, чтобы вернуться в «зону комфорта» или изменить ее. Таким образом, мы определили, что «негативные» эмоции нужны нам для полноценного существования.

             Уточним тогда следующий вопрос. Мы все хотим, чтобы наши дети были благополучными, психически и физически здоровыми. Правда? Но ведь мы же сами запрещаем им проявлять отрицательные эмоции. «Не плачь!», «Перестань реветь!», «Держи себя в руках, ты уже взрослый!». Что остается делать ребенку в такой ситуации? Держать все негативные эмоции в себе. Ведь мы хотим, чтобы он только радовался и смеялся. Почему мы так делаем? Не нравится? Стыдно? Или это стереотип? Да, нам не нравится, что наш ребенок плачет, обижается, расстраивается, гневается. Нам нравятся милые телевизионные детки, которые улыбаются беззубыми улыбками и весело хихикают. Нам нравится, когда наш ребенок делает то, что мы говорим! И мы часто забываем, что он тоже человек, хоть и маленький, и он тоже имеет право на эмоции, на выражение их, на свое мнение. Все общество любит тихих детей, с которыми нет проблем. Которые не идут на бунт, а тихо сидят в уголочке и играют в свою игру, которые не дерутся, не кричат, не плачут. Да, нам стыдно, если наш ребенок плачет в общественном месте. Мы сразу думаем, что все осуждают нас, бабушки тыкают пальцем со словами: «Какие плохие родители! Не могут успокоить ребенка!». Все раздражаются и мы это чувствуем. Нам стыдно, что наш ребенок — плаксивый и упрямый. Да, мы поддаемся стереотипам. «Мальчик плакать не должен, он же мужик!», «Девочка не должна драться, она должна быть тихой и всегда приветливой», «Мальчик вообще никаких эмоций проявлять не должен»! В нашем обществе существует стереотип, что мужчина должен быть властным, независимым, безэмоциональным, а женщина в свою очередь должна быть зависимой, эмоциональной и гибкой. И этими стереотипами мы «мучаем» своих детей с детства. Одни эмоции мы поощряем, другие — подавляем. А что происходит с подавленными эмоциями? Они улетучиваются? Нет! Они живут с нами. Накапливаются и выходят косвенно. Неврозы, гастриты, язвы, астма, сердечно-сосудистые заболевания — часто это результаты подавленных негативных эмоций, подавленной негативной энергии. Приведем печальную статистику. Чаще всего эмоции (как положительные, так и отрицательные) подавляет мужская часть населения. Этому они учатся с детства. Сначала детьми, подавляют обиду и гнев, потом подростками не демонстрируют эмоций, потом «глотают» стресс на работе. И как результат мужчины чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями (по статистике). Грустная статистика. Такого мы хотим для своих детей? НЕТ!

Что делать родителям?

  • Поощрять выход негативных эмоций. Исключить фразы «Не плачь!», «Прекрати плакать!». Не наказывать детей за негативные эмоции. Исключаем формулировку «Будешь плакать — не куплю машинку/куклу!» — не допускать таких формулировок.

  • Если ребенок плачет, говорить «Да, поплачь! Тебе станет легче!», «Можешь плакать — это хорошо!». Если обижается, подчеркивать, что это нормально и природно. Если злится и проявляет агрессию, нужно акцентировать внимание на том, что злиться можно и нужно! Это естественный процесс, и нужно разрешать проявлять эти эмоции и давать им выйти.

  • Даже если это манипулятивный плач — это хорошо! Это показатель того, что ребенок находится вне «зоны комфорта» и теперь ему придется или меняться самому, или менять «зону комфорта».

  • Старайтесь найти выход для негативных эмоций. Даже если ребенок-партизан и не говорит о них, создаем условия для выхода. Можно покричать, порвать листочки, зимой можно поиграть в снежки, можно заняться активным спортом.

  • Искать причину негативных эмоций и устранять ее. Но в этом случае, лучше консультироваться со специалистом психологом, чтобы не обострить ситуацию.

  •  

               И помните, отрицательные эмоции — это не то, что нужно искоренять, это то, что нужно уметь контролировать и преобразовывать. И пусть Ваши детки будут психологически здоровыми!

     

    Литература:

  • http://liht.ucoz.ru/publ/otricatelnye_ehmocii_zachem_oni_nuzhny/1-1-0-34

  • http://psychology.grimuar.info

  •  

    Анна Колошко, психолог 

    Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

      ← предыдущая запись

    Author

    Write A Comment