«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.»(Пабло Пикассо)

            Начнем с главного и простого. Будьте уверены, что в каждом, без исключения, человеке заложен от природы уникальный набор творческих способностей, для каждого свой!

             Быть творческой личностью — это не подразумевает писать картины, создавать музыку и писать стихи. Элементы творчества присутствуют везде — в приготовлении пищи, воспитании детей, общении, рутинной работе.

           Творческий подход — это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, ощущение свободы, энергии и смелости пробовать что-то новое, смотреть необычно на обычное. Такому человеку не скучно.

            В творчестве самое важное — внутренние импульсы и желания.

             Давайте вернемся к началу…Появляется наш малыш на свет.

             И вот в какой-то момент у него просыпаются первые внутренние импульсы-интересы к внешнему миру… А что это блестит, звенит, движется?

             В 5-6 мес. у ребенка рождаются сильные порывы дотянуться до предмета, доползти, схватить его и обязательно облизать.

             Так выглядит первое творческое взаимодействие с миром, исследование его граней и возможностей. Именно так выглядит первое творчество.

            Зачем ребенку нужно потрогать и облизать все, что ему попадается в ручки?

             Формируется предметное мышление (как база для образного и логического в дальнейшем). Карапуз собирает информацию о мире через контакт с предметами, а еще проверяет из чего этот мир создан, насколько он прочный.

             Мы много раз замечали, как малыш трудится в этот момент, как пыхтит, широко открывает глазки, проделывая колоссальную работу!

              Как поддерживать творческую инициативу?

              Давать возможность много двигаться (класть на пол), исследовать предметы в доме, на улице, облизывать.

              Здорово, если поверхности разные!

              Знакомьте малыша с разными материалами по фактуре (они все есть у вас дома) крупы, бумага, ткани, клей, природные материалы: шишки, камни, палки, пеньки ими же можно создавать звуки.

               Как поддерживать импульсы?

             Вы, наверное, замечали, что ребенок часто смотрит на лицо, ориентируется на мамины эмоции. Поддержка — это улыбка, теплое, ласковое прикосновения и ободряющие возгласы — ты мой хороший, ой какой ты активный и т.д. в моменты творческого исследования.

             Давайте вспомним как выглядят дети от года до 2-х лет?

              Ребенок начинает ходить, бегать, падать, быстро меняет вид деятельности, бросает игрушки, совершенно не сидит на месте. Он продолжает исследовать мир и его границы, границы своего тела!

             Как выглядит творчество годовалых детей?

             Оно такое же быстрое как и они сами)) уборка занимает значительно больше времени, чем сам процесс рисования…

             Творческие занятия выглядят скорее как эксперименты с материалами, нежели законченная готовая, аккуратная и понятная работа!

             Дети активно исследуют и свое тело, наносят краски на тело, стены и все что видят, рвут бумагу, стучат и громко кричат. Часто это пугает родителей.

              Важен настрой мамы на такие занятия!

               Как помочь малышу в его потребности по возрасту исследовать?

  • Выделить специальное место для творчества.

  • Расстелить клеёнку.

  • Рисовать на больших листах ватмана! Дети рисуют не кистью, а всей рукой!

  • Поддерживать творца  своим позитивным настроем по отношению к его работам.

  • Создавать выставки рисунков, аппликаций, поделок вне условий красоты и качества.

  • Можно творить на даче, природе — это заметно расслабляет всех участников процесса!

            Как выглядит творчество у детей от 2-х до 3-х лет? Что важно?

             В этом возрасте у детей начинает формироваться образное мышление. Они уже многое умеют и знают, и есть готовность погружаться в создание своей простой работы, а потом играть с ней!

             Деткам очень нравится клеить, лепить, резать ножницами, рисовать мелками и красками, создавать общие работы и коллажи.

            Что важно? Как поддерживать?

  • Разрешать ребенку делать так как ему хочется, давать свободу в его идеях.

  • Поощряйть творческую инициативу и хвалить ребёнка.

             Наши наблюдения: чем больше идей у мамы и чем больше участвует мама в работе, тем меньше пространства остается для идей ребенка!

             К трем года у ребенка сильная потребность выбирать самому, самому решать. Скорее всего он будет все делать наоборот и отстаивать свои интересы — разрешите ему выразиться, для это есть место как раз сейчас!

            Дети в возрасте 2х лет любят рисовать и выбирать чёрный цвет — это нормально и связано с потребностью быть отдельным, кризисом 2х лет. Хорошо если у ребенка есть свое постоянное место в доме для творческих занятий, а так же, понимание и принятие со стороны взрослых!

           Главные принципы поддержки творческой инициативы в любом возрасте !

  • Позитивная реакция на детское творчество:

  •             Отсутствие критики, сравнения, обесценивания, оценок.

                 Радуйтесь вместе! Обсуждаете, ЧТО малыш и КАК изобразил? Говорите о своих чувствах.

                 2. Свободное самовыражение:

                Мама не делает работу вместо ребенка, не рисует руками малыша. Просто находится рядом и комментирует, что происходит или выполняет свою работу по дому не отвлекая творца.

                       3. Создание выставок и искреннее признание способностей малыша. «Смотри как у тебя хорошо получилось» Мне нравится, мне приятно…

                 Первые рисунки:

                 Интересное исследование было проведено Оливье и Вероникой Марк. Они собирали рисунки детей от 1 до 4х лет из стран всего мира более 30 лет. Дети проживали в семьях из разных социальных слоев.

                  Проанализировав, сделали интересные выводы:

  • Рисунки повторяют один другой вне зависимости от места рождения. Очень похожи и в первую очередь дети рисуют не то, что видят, а то, что чувствуют.

  • Рисуют свою историю, своё мировосприятие до рождения.

  • Рисуют галлакти, устройства вселенной, своё внутриутробное развитие.

  • Если ребенок свободен в рисунке — он рисует что-то фантастическое!Он творец!

  • Не следует в этом возрасте вмешиваться в этот уникальный процесс, давать готовые штампы (дом, солнце).

  • Доверьтесь этому процессу.

  •              Что же всё-таки дают творческие занятия ребенку?

  • Выражение своего внутреннего состояния.

  • Выход эмоций (страх, гнев, протест, радость, нежность, любовь) . Дополнительный ресурс для выражения эмоций.

  • Развивают речь (мелкую моторику).

  • Снижает беспокойство и тревогу.

  • Повышают самооценку, уверенность в себе (при условиях бережного внимания к работам).

  • Учат спонтанности , гибкости, расширяет вариативность мышления. Дальше — творческий подход к решению трудностей. Жизнь такого человека всегда наполненная, яркая и гармоничная.

  •               Важно сохранить в ребенке эту творческую, созидательную энергию, укрепить внутренний контакт с творческой силой!

                  Ведь мы взрослые являемся первыми зрителями у своих детей и ребенок сделает вывод на дальнейшую жизнь отталкиваясь от нашей обратной связи — будет он творческим или нет?

     

     

     

                Вдохновляющие книги о детях и творчестве:

    Татьяна Бабушкина:

    «Что хранится в карманах детства?»

    М.В. Осорина:

    « Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

     

    Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

    Author

    Write A Comment