Чётко артикулировать, правильно дышать, чувствовать напряжение или расслабление каждой мышцы своего лица — является составной частью залога успешного обучения чтения и письма.

В основе грамотного письма лежит твоя способность к проговариванию слов и предложений. Для чёткого проговаривания звуков, из которых состоит слово, необходимо, чтобы твой артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение — артикуляционную позу.

Для развития и совершенствования работы артикуляционного аппарата необходимо ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.

Базовые упражнения для эффективного развития мышц артикуляционного аппарата: «Трубочка», «Улыбка», «Ворота», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Футбол»

Упражнения для губ

Улыбка. Улыбнись без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнеси звук «И». Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение — продлить счет до десяти.

Трубочка. Сомкнутые губы тебе надо вытянуть вперед трубочкой, про себя произнеси звук «У». Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение — продлить счет до десяти.

Чередование поз Улыбка — Трубочка. Данное упражнение позволит тебе разбудить свой артикуляционный аппарат!

Упражнения для нижней челюсти

Ворота. 1. Улыбнись без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнеси звук «И». 2. Опусти нижнюю челюсть и держи рот раскрытым на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение — продлить счет до десяти.

Заборчик. Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение — продлить счет до десяти.

Упражнения для языка

Рот раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть НЕПОДВИЖНА.

Часики: движения языком вправо — влево.

Качели: движения языком вверх — вниз.

Болтушка: движения языком вперед — назад.

Лопатка: широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Иголочка: язык узкий, напряженный вытянут вперед.

Футбол: губы сомкнуты, язык упирается в левую затем в правую щёку.

Чередование поз Лопатка — Иголочка. Данное упражнение позволит тебе разбудить твой язык!

Внятная разборчивая речь — залог успешного развития личности.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы или давать ответы на поставленные вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношение с окружающими. Это нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Предварять либо завершать артикуляционную гимнастику могут приёмы самомассажа.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Общие правила:
перед занятием ученик всегда должен мыть руки;

движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ученик должен успеть повторить эти движения несколько раз;
ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ученик успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней ) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки), И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам ). УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди), ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки), А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки). ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями ). ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу ). КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд),РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта), А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык — под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам), А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Многолетняя практика показывает, что для предупреждения и коррекции многих речевых нарушений очень эффективен массаж щек, губ и лба. Легкий массаж лицевых мышц способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц, нормализует обмен веществ, улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, тонизирует и тренирует сосуды.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Упражнения на дыхание помогают добиться определенной сосредоточенности ума. Благодаря правильному дыханию можно улучшить самочувствие, качественнее и быстрее выполнишь любую учебную задачу. Важно не быстро произносить, а внятно, чётко артикулировать каждый звук. Заставь свой артикуляционный аппарат РАБОТАТЬ ЧЁТКО. Способность расслабляться, учиться слушать и слышать прежде всего определяется способностью дышать.

Правильное дыхание принесёт уму и телу свежую жизненную энергию и внутреннее спокойствие.

Привыкшие дышать плохо, когда начинают дышать правильно испытывают странные, необычные или болезненные физические ощущения. Важно знать, что эти ощущения пройдут. Они всегда исчезают, если ты продолжаешь дышать правильно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:

Хомячок — пошмыгать носом (рот закрыт)

Собачке жарко — часто подышать ртом (рот открыт, язык лежит на нижней губе).

Выполняя эти упражнения на дыхание надо чувствовать движения спинки живота.

ДЫХАНИЕ ЖИВОТОМ

Вдох через нос — живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть живот, для зрительного контроля можно использовать игрушку — игрушка поднимается вверх — опускается вниз)

Выдох через рот — (живот втягиваем в себя, игрушка опускается вниз).

Вдох — короткий, выдох — продолжительный.

При регулярном выполнении данных упражнений нижнедиафрагмальное дыхание станет для тебя естественным.

Техника выполнения упражнений:

1.воздух набирать через нос

2.плечи не поднимать

3.выдох должен быть длительным и плавным

4.необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

5.колличество выполняемых движений должны быть дозированными, так как это может привести к головокружению

Дыхание позволяет контролировать настроение и настраиваться на работу.

Желаем успеха!

Статья подготовлена по материалам:

О.И. Крупенчук Стихи для развития рери

www.dyslexia.ru

Author

Write A Comment