Современный ребенок зачастую очень хорошо осведомлен и ориентируется в марках машин и моделях телефонов, мгновенно осваивает премудрости использования компьютера и планшета, может по-взрослому порассуждать о тонких материях — и это великолепно. Но может ли он с такой же легкостью сориентироваться в нестандартной жизненной ситуации, например, когда потерялся? Может! Только этому необходимо обучить! Если Вы хотите быть уверены в адекватности поведения своего малыша в непростой ситуации, Вы просто обязаны побеспокоится об этом заранее.  Итак, речь пойдет о стратегиях поведения ребенка в ситуациях, которые мы, взрослые, стараемся предусмотреть и не допустить — Вы с ребенком упустили друг друга из виду, т.е. потерялись. Как бы старательно мы не ограждали свое чадо от недобрых проявлений внешнего мира, раньше или позже он обязательно с чем-либо столкнется. И было бы очень неплохо, чтобы к тому моменту он был осведомлен о том, как из данной конкретной ситуации можно выйти, какие есть варианты решения этой проблемы, что конкретно он сделать в состоянии сам, а где ему нужна будет помощь и кого на эту помощь нужно звать. На эти и многие другие вопросы отвечаем по порядку.

             Жизнь в большом городе, обилие мест с большим скоплением народа, простота и легкость перемещений — что может быть проще, чем потеряться? Но мы будем готовы к такому развитию событий заранее.

             Итак, стратегия взрослых по подготовке ребенка принципиально зависит от возраста малыша. Малышу приблизительно до полутора лет кажется, что мама появляется каждый раз, как только она ему нужна. Поэтому он может даже не осознавать, что потерялся до тех пор, пока ему будет комфортно, т.е. не страшно или что-либо интересно. Но когда все же осознание наступит (если родители за это время не нашлись), то испуг может быть достаточно сильным. Хотя , как правило, гораздо сильней успевают испугаться родители. Поэтому очень-очень сильно стараемся в этом возрасте всерьез не теряться. А вот понарошку, в педагогических целях, под бдительным, но незримым контролем взрослого можно и «потеряться». Задача такого урока состоит не в коем случае не в том, чтоб «испугался и понял», а в том чтоб познакомился вообще с таким понятием и получил безопасный и желательно полезный личный опыт. Наступает момент, когда малыш, не цепляясь больше за мамину юбку, начинает исследовать большой мир, и бывает, что увлеченный этим занятием забывает о наличии взрослого не то что рядом, а вообще. Вот тут-то и можно дать ему возможность насладиться моментом, наблюдая со стороны, но как только Вы заметите признаки беспокойства, растерянности сразу же «найдитесь», обнимите, сообщите, что волновались и самое главное — скажите для него, то что произошло называется словом «потерялся», а то , что он испытывал «растерянность», «страх» и т.п. У малыша должно в результате Ваших объяснений сложиться впечатление, что ситуация неприятная, но не безнадежная — взрослый в конечном счете поможет. Безусловно, стоит озвучить, что попадать в такую ситуацию лучше не стоит. Не переживайте, что малыш чего-то из Ваших объяснений в этом возрасте не поймет. Коль скоро он готов потеряться, значит готов и извлекать опыт по мере своих личных возможностей.

             Если Ваш ребенок старше 1.5 лет, но младше 3-3.5, то все же лучше продолжать стараться, но подобных ситуаций всерьез не допускать. Т.к. такой крохе скорее всего не по силам будет справиться с эмоциями и следовать договоренностям на этот случай. Однако, кое-что в этом возрасте мы уже можем предпринять- обучить уверенному знанию следующей информации о себе: имя, фамилия и домашний адрес. Чуть постарше к этой «компании» обязательно присоединить телефон одного из родителей! Причем когда обучаете запоминанию адреса, лучше использовать разные формулировки вопроса «Какой твой адрес?», «Где ты живешь?» и т.п., чтоб в стрессовой ситуации он с большей вероятностью мог сориентироваться, о чем у него спрашивают и что вообще от него хотят.

              Стоит ли с таким малышом обсуждать стратегию поведения на случай, если потерялся — вопрос. Все зависит от индивидуальных психологических особенностей и личного опыта ребенка. Если он и без того склонен тревожиться, были ранее ситуации, когда он терялся и пугался, то лучше пока с обучением повременить. Если же Вы чувствуете в себе силы мягко, не сгущая краски и не пугая ребенка обучить его, как себя вести, то это просто великолепно и позволит выдавать информацию постепенно, по мере взросления и освоения предыдущей.

            Теперь о детках старше 3.5 лет. После этого возрастного рубежа ребенок должен быть осведомлен, что ситуация «потерялся» возможна в принципе и обучен тому, как себя в ней вести.

            Итак, теряются дети как в местах массового скопления людей (супермаркет, метро, торгово-развлекательный центр, парк, улица), так и в менее людных местах, ведомые каким-либо интересом: за бабочкой-ящеркой, за другом, на велосипеде и т.п. Зоны особого риска: вокзалы, аэропорты, курортные зоны.

            Первое, что ребенок абсолютно четко должен знать и помнить- это то, что его не бросят, без него не уйдут-не уедут, его обязательно будут искать и найдут. Он должен быть в этом уверен безусловно!!! Это поможет ему справиться с испугом, не впасть в панику, а значит смочь действовать, как договаривались.

            Второе, о чем должен знать малыш, если он не обнаружил рядом родителей в какой-то момент, никуда не бежать, никого самостоятельно не искать — искать будут взрослые, задача ребенка не мешать, а по договоренности помочь. Например, если есть возможность, то стать выше (скамейка, ступеньки), чем улучшить обзор и для себя и для родителей.

            С ребенком постарше (школьного возраста) можно также еще при входе в потенциально опасную зону на всякий случай договориться, где встречаться, если вдруг потерялись. Но это только в том случае, если Вы абсолютно уверены, что ребенок не растеряется и сможет найти оговоренное место.

            Третье — не плакать! Просто потому, что плачут все дети одинаково и различить плач своего малыша от чужого очень непросто. Но и стоять тихонько затаившись тоже нельзя -это существенно усложнит поиск. Просто необходимо громко и четко звать родителей: «Мама, я здесь!! Я стою на скамейке!!»

           Четвертое: если время идет, а взрослые не находятся, ребенок должен знать, что нужно обратиться за помощью к чужим взрослым. Но! Подходить за помощью не к кому угодно, а в первую очередь к человеку в форме/униформе (на улице это может быть милиционер, в магазине — продавец или охранник, в метро — дежурная по станции). Если таковых в поле зрения не имеется, подходить за помощью придется к какой-нибудь женщине, которая покажется малышу подходящей для этого. Сообщить для начала необходимо будет, что он потерялся, как его зовут, как зовут маму/папу и номер телефона (если малыш его уже знает). Тогда чужой взрослый может либо при возможности сообщить по громкой связи, либо помочь громко звать, либо позвонить.

            На этом действия со стороны ребенка можно считать завершенными. С очень большой степенью вероятности после подключения чужого взрослого вы найдетесь, если этого еще не случилось на предыдущих этапах. В любом случае знание информации о себе ребенку просто жизненно необходимо, поэтому позаботьтесь об этом заранее!

             Пятое: Вы нашлись! Чем дольше искались, тем больше испереживались. Поэтому совершенно логичной будет радость от встречи. Реакция «наругать по горячим следам, чтоб знал, как теряться в следующий раз» абсолютно неуместна и не эффективна. Малыш после такого стресса абсолютно не в состоянии ничего уяснить! Тем более, что это не только он потерялся, это еще и Вы его потеряли! Поэтому работу над ошибками (если в этом есть необходимость) лучше проводить дома в спокойной безопасной обстановке.

             В этой же обстановке лучше всего проводить и обучение. Очень эффективно привлечение любимых игрушек. « Лунтик потерялся. Что же ему делать? Давай подумаем и поможем!»- и далее по необходимому и приемлемому для Вас сценарию. Последовательно и четко, желательно не единожды, с каждым разом передавая все больше инициативы своему малышу в оказании помощи любимой игрушке.

            В «полевых» условиях можно вместе со своим ребенком помочь найтись чужому малышу, если Вы оказались свидетелями такой ситуации. После оказания помощи обязательно обсудите со своим ребенком произошедшее. Пусть задаст вопросы, скажет, что на его взгляд потерявшийся малыш сделал правильно, а что нет. Пусть порадуется, что его опыт оказался кому-либо полезным. Это придаст ему уверенности и закрепит необходимые знания и умения.

            Не бойтесь потеряться! Сделайте все возможное и зависящее от Вас заранее, чтобы найтись!

 

Оксана Ерошенко, психолог Центра развития и коррекции речи «Lalio» 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Author

Write A Comment