Когда-то меня спросили: «Что самое тяжелое и что самое хорошее в жизни особой мамы?»
«Особой мамой» я стала довольно поздно, почти в три ребенкиных года. До этого окружающие упорно уверяли, что все нормально — бабушки, педиатр и все остальные. Говорили: все дети развиваются по-разному, а мальчики так и вообще говорить начинают поздно, так что до трех лет вообще «не берите в голову». И мы все ожидали — ну, вот-вот… Сегодня еще почудит, а завтра возьмет и заговорит… А когда поняли, насколько серьезны нарушения развития у сына, это стало тяжелым ударом. В первую секунду после пробуждения мысль: «Фу, какой-то кошмар приснился!» А во вторую: «Это не сон…» «Что самое тяжелое и что самое хорошее…» Да как и у всех мам — видеть улыбку своего ребенка, обнимать и целовать его, ну и, конечно, радоваться, когда у твоего малыша что-то получается. Новое слово, навык — этих крошечных подвижек мы так ждем! Да просто когда у ребенка хорошее настроение — это уже так много!
Любой маленький шажок вперед в развитии, любой прогресс так радует! «Обычные» родители вряд ли так остро замечают такие мелочи — чаще всего, воспринимают как должное.
Еще я многое узнала о жизни — о тех ее сферах, о которых раньше не имела никакого понятия. И продолжаю узнавать. Очень серьезно переосмыслила многие вещи, стала ценить то, что раньше считала обычным и само собой разумеющимся.
Тяжело, когда видишь, что твоему малышу плохо, больно, а помочь не можешь. Когда идешь гулять в людное место с опаской — боишься реакции окружающих. Самое страшное — это отчаяние, которое охватывает меня очень часто. Тяжело смотреть на обычных детей (не всегда, но очень часто), особенно на детей близких друзей.
Многие, кто является небезразличным к этой теме, задаются вопросом: в чем причина, когда, почему, что не так делали?
Однозначно невозможно ответить на эти вопросы, так как каждый случай необходимо рассматривать очень индивидуально.
Аутизм у детей, то есть комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, может развиваться и под воздействием других вредных факторов. Это и инфекции (например, коревая краснуха) во время беременности матери, повреждающие мозг, приём матерью токсичных для плода лекарств, воздействие токсичных химических веществ, генетические нарушения — синдром хрупкой Х-хромосомы.
Ядра ствола мозга созревают раньше других мозговых структур, имеют наибольшую скорость кровотока и поглощения кислорода и глюкозы. Поэтому именно они чаще всего поражаются при острой нехватке кислорода. Нарушение функций ядер ствола «виновно» во многих симптомах аутизма. Из-за нарушения движения глаз у детей с аутизмом взгляд кажется «пустым», они даже мигают редко. Малоподвижность лицевых мышц выглядит как отсутствующее выражение лица.
Обучение и воспитание особого ребенка- задача, которая гораздо проще решается, когда специалисты и родители работают вместе.
Не стоит ждать мгновенных результатов и «перескакивать через ступени». Прежде всего, наберитесь терпения!
Рост ребенка, его развитие, его возможности нельзя подогнать под нормы и стандарты насильно. Можно делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался, но нельзя заставить его что-то делать только потому, что его сверстники давно с этим справляются.
Здоровые маленькие дети выделяют основные единицы значения (морфемы)в речи, распознавая ударные слоги. Затем ребёнок использует эти морфемные единицы, чтобы создавать свою оригинальную речь в другом контексте. Вначале речь нормально развивающего ребёнка кажется «телеграфной» и примитивной, но она обновляется в каждой новой ситуации. Из речи взрослого выбирает то, что ему необходимо, и конструирует выражения, которые отличаются от употребляемых взрослыми.
Нарушение развития речи и поражение слуха — наиболее часто встречающиеся расстройства при аутизме. Расстройство речи при аутизме — результат вербальной слуховой агнозии, невозможность различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них нарушена также способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.
Ребёнок с аутизмом не понимает значения ударных слогов и не слышит акцентов на них. Он может утверждать: «это игрушка его», имея в виду себя. Длительное время называет себя во втором или в третьем лице. Он делает это без какого — либо изменения интонации, а не меняет местоимение «его» на «мой». В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя» с преобладанием своеобразной интонацией, вычурное, часто скандированное произношение, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова.
Нарушение функции слуховой «тревожности» — это часть синдрома дефицита внимания у детей с аутизмом. Такой ребёнок временами кажется глухим, не способен ориентироваться в звуках, которые обычно привлекают внимание. Ориентировочные и мигательные реакции (которые связаны с функцией нижних бугорков слуховой системы среднего мозга) у такого ребёнка могут отсутствовать. Недостаток мимической выразительности и зрительного контакта также является результатом нарушения функции в наиболее активных ядрах ствола мозга.
Своеобразный характер имеет игровая деятельность. Её характерным признаком является то, что обычно ребёнок играет один, предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода.
Зрительное внимание крайне избирательно и очень кратковременно, ребёнок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевлённым предметам. В то же время он отличается повышенной ранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одарённость, так и умственная отсталость.
Диагноз аутизм ставит врач: невролог или психиатр. Обычно при аутизме у ребенка наблюдается целый комплекс нарушений. Поэтому сейчас говорят не об аутизме, а о нарушениях развития аутистического спектра.
У каждого ребенка может быть свое уникальное сочетание проблем разной степени тяжести. Коррекционную методику нужно составлять для каждого ребенка индивидуально.
Что делать?
Аутизм можно победить. Эффективность коррекции зависит от времени начала — чем раньше начать заниматься, тем действеннее будут занятия.
Есть ли у ребенка аутизм?
Родители — обычно первые, кто замечает необычное поведение своего ребенка.
Для большинства аутичных детей характерны следующие проявления:
Нарушения в сенсорной сфере.
Ребенок необычно реагирует на слуховые, зрительные, тактильные и другие сенсорные стимулы.
Нарушения в двигательной сфере.
Нарушено чувство равновесия, ощущение своего тела.
Речевые нарушения.
Ребенок не говорит или говорит «странно», например, многократно повторяет то, что сказал взрослый.
Эмоциональные и коммуникативные нарушения.
Ребенок безучастен к вниманию близких людей и сам не проявляет по отношению к ним никаких положительных эмоций. Не общается с другими людьми, живет в своем собственном замкнутом мире.
Литература:
1. Каган В.Е. Аутизм у детей.
2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.