Как приятно общаться с тем человеком, который говорит чисто, правильно, легко находит нужные слова, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.

А что же такое — выразительная речь? Выразительной можно назвать ту речь, которая выражает наше эмоциональное состояние. Если нам весело, то и голос у нас веселый, если грустно, и голос грустный. Выразительно говорить — говорить ярко, образно, эмоционально, привлекая внимание слушателей. Голос человека, то, как он звучит, может помочь нам узнать больше, чем его слова.Давайте попробуем сказать одну и ту же скороговорку с разной интонацией:

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

С удивлением: слыханное ли дело

С восхищением: вот здорово!

С безразличием — подумаешь, невидаль какая

Заметили, как меняется наш голос, как меняется интонация, с которой мы произносили одну и ту же скороговорку: то удивленно, то восхищенно, а то и вовсе безразлично. Вместе с интонацией изменялась мимика, менялись жесты. Значит, если мы, разговаривая или рассказывая что — то будем грамотно пользоваться интонацией, помогая себе мимикой, наша речь станет выразительной и нас интересно будет слушать.

Подвижность нашего голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи являются важнейшими средствами интонационной выразительности. Они создают своеобразный мелодический рисунок каждого слова и фразы, придают нашей речи музыкальность. Сила голоса и интенсивность звучания передают внутренне напряжение говорящего. Темп речи может быть быстрым и медленным. Темп часто передает характер, а тембр — настроение. Например, растягивая ударный гласный, мы как бы подчеркиваем свою уверенность:

Она прие — едет.

А если произносим ударный гласный кратко, но очень энергично, то выражаем категорическое утверждение:

Она приЕдет!

Тембр голоса часто изменяется в зависимости от нашего настроения, от того, как весело, грустно, спокойно или равнодушно мы говорим. Таким образом, одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному: быстро и медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, радостно или грустно.

Интонация часто выражает чувство и настроение человека. Не случайно ее называют эмоциональной окраской речи. Каждый человек является художником своей речи. Трудно, невозможно сосчитать, сколько разнообразных интонационных красок и оттенков есть в его эмоциональной палитре. Чем больше мы читаем, соприкасаемся с искусством, путешествуем, познаем окружающий мир, тем ярче и выразительней наша интонация. С помощью интонации человек может выразить не только чувство, но и смысл того, о чем он говорит. Например, с помощью интонации мы можем утверждать, задавать вопросы, выражать радость, восхищаться, что — либо уточнять, выражать сомнения, звать кого-то, дразнить и многое другое.

Упражнение «Футбол». Давайте произнесем текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тетя: «Фи, футбол!» (презрительно)

Сказал а мама: «Фу, футбол!» (недовольно)

Сестра сказала: «Ну, футбол…» (с сомнением)

А я ответил: «Во! Футбол!…» (с одобрением)

В письменной речи интонацию нам подсказывают слова- определения, а также знаки препинания.

Упражнение. Передайте интонацией следующие знаки препинания

Да. Да! Да?

Предложения могут быть простыми и сложными. Простые предложения бывают повествовательными, побудительными и вопросительными (к тому же они могут быть восклицательными). Интонация простых предложений достаточно ясна. А сложные предложения более разнообразны по своей структуре, а так же по интонации. Выделим из общего числа три основных вида интонации: повествовательную, вопросительную и восклицательную.

Упражнение. Давайте разберемся, в чем особенность каждого вида интонации.

Убежало молоко.

Убежало молоко?

Убежало молоко!

На точке в конце повествовательного предложения голос понижается.

Упражнение. Прочитайте следующее предложение вслух. В конце каждого предложения, на точке, понижайте голос и делайте паузу — остановку в тексте.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо плачет темный лес.

В вопросительном предложении наибольшее повышение голоса приходиться на то слово, в котором заключается смысл вопроса.

Упражнение. Прочитайте вслух следующее предложение. Обратите внимание на подчеркнутые слова. Повышайте на них голос. Подумайте, как меняется при этом смысл вопроса.

Мы едим в лес?

Мы едим в лес?

Мы едим в лес?

В восклицательном предложении голос к концу повышается.

Упражнение. Потренируйтесь в чтении восклицательных предложений на следующих текстах.

Приехали! приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

Наша речь становится убедительной, когда слова и интонация согласованы между собой. А вот если слова и интонации не согласованы, то у человека, к которому обращаются, могут сразу возникнуть сомнения. Послушайте и скажите, верите ли Вы, что:

— Это очень хорошая новость. (Выражение лица грустное).

— Я твой самый лучший друг. (Выражение лица злое).

— Какой замечательный подарок (Радостное выражение лица).

А что было бы, если бы все люди говорили с одинаковой интонацией? Речь была бы скучной, было бы неинтересно слушать друг друга и было бы непонятно, в каком настроении находится собеседник. А ведь мы можем быть веселыми, грустными, можем вежливо попросить, а иногда, случается, и грубим, сердимся.

Стать интересным собеседником возможно, сделав свою речь более выразительной. И слушать такого собеседника — одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.

Литература:

1. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции. Д.,2006.

2. Лазаренко И.О. Диагностика коррекция выразительности речи детей. М., 2009

Author

Write A Comment