Дисграфия. Нарушение письма.

Дисграфия (или аграфия) — это невозможность научиться писать разборчиво или неспособность писать вообще. В международной классификации болезней дисграфия определена как «качество письма, которое существенно хуже нормы, соответствующей возрасту, интеллекту и образованию». Некоторые из детей с дисграфией могут читать и даже часто имеют интеллект выше среднего, но писать не в состоянии, ибо им мешают нарушение координации, отсутствие навыков тонкой моторики (так, им трудно завязывать шнурки и застёгивать пуговицы). Дети с дисграфией с трудом складывают буквы в слова, часто пишут не то, что следует, когда пытаются сформулировать свои мысли на бумаге.

Дисграфия впервые обычно проявляется, когда дети начинают учиться письму: буквы получаются неправильных размеров, неправильно расположенные или вообще не те, что нужно. Никакие объяснения учителя не помогают — ребёнок понимает инструкции, но не в состоянии.

У взрослых дисграфия может возникнуть вследствие тяжёлых  неврологических нарушений (таких как инсульт, черепно-мозговая травма и т.п.).

Дети с дисграфией нередко имеют и другие проблемы в школе, однако у них обычно нет коммуникативных сложностей. 
Клинические описания, посвящённые дисграфии, представляют три типа  этого нарушения.

Дислексическая дисграфия. При этом типе дисграфии произвольное письмо неразборчиво, копировальное письмо горздо лучше, но чтение по слогам — плохое. Дислексическая дисграфия — это нарушение письма в следствии дислексии. Как правило, у таких детей первоначально было нарушено усвоение фонологического кода родного языка, они имели задержку развития речи и долго не могли научиться правильному произношению.

Моторная дисграфия. Это разновидность дисграфии, причиной которой является двигательная неуклюжесть. Моторная дисграфия проявляется как неразборчивое письмо — и произвольное, и копированное. Наиболее вероятной причиной моторной дисграфии является мозжечковая недостаточность, которая развивается в результате нарушений в течение беременности и родов.

Пространственная дисграфия. Такая дисграфия связана с нарушением ориентации в пространстве. Она делает неразборчивым произвольное письмо и копирование, но при этом ребёнок нормально читает по буквам. Такие дети плохо различают правое и левое, верх и низ, затрудняются в сравнении величины предметов, расстояния до различных объектов. Сопутствующим нарушением часто выступает дискалькулия.

Таким образом, можно обобщить. Каковы наиболее часто встречающиеся симптомы дисграфии?

  • Ребёнок путает нижние и верхние части букв;
  • размеры и форма букв непостоянны;
  • буквы недописаны (отсутствуют какие-то их элементы);
  • трудно использовать письмо как инструмент общения;
  • ребёнок держит ручку или карандаш необычным образом;
  • иногда одна буква заменяется другой;
  • ребёнок пишет слишком быстро или чересчур медленно; 
  • повторяет про себя то, что пишет;
  • написанный текст оставляет общее впечатление неразборчивости.

Нередко дети и взрослые с дисграфией переживают стресс только потому, что им необходимо что-то написать, и этот стресс, в свою очередь, способен вызвать связанные с ним заболевания.
Лечение дисграфии не может быть только логопедическим, должно дополняться и помощью специалиста психолога.

Также рекомендуем вам ознакомиться со статьей «Нарушение чтения и письма» , где описаны признаки, симптомы, профилактика таких нарушений, а также то, на что родителям и учителям следует обратить внимание, чтоб помочь ребенку.

 

Author

Write A Comment