Говорят я — мамин хвостик, мне без мамы — никуда! Ну скажите, разве можно, без меня прожить полдня? Если вдруг я заиграюсь, а мамули рядом нет, я, конечно, испугаюсь и бегу быстрее к ней! С мамой рядом я на кухне, вместе ходим по делам, и вдвоём с ней смотрим мультик, делим грушу пополам! Хвостик мамин я любимый, мама тоже без меня, жить не может ни минуты, Без любимого хвоста!«Мамин хвостик» так называют ребенка, который не отпускают маму от себя ни на шаг. С одной стороны это приятно, чувствовать себя самым нужным человеком для любимого крохи, однако, порой такая сильная привязанность начинает надоедать. Согласитесь, если постоянно держать ребенка на руках и уделять ему все свое внимание, то все домашние дела стоят на месте. И вместо того, чтобы отдохнуть, пока малыш спит, мама носится по дому как «угорелая», пытаясь хоть немножко прибраться и быстренько приготовить ужин.
А дальше, хуже: Это было ново даже для учительницы — шестилетний ребенок боялся остаться один, без мамы. Из-за слез, переходящих в судороги пришлось согласиться, чтобы мама осталась с девочкой в классе. Только через месяц удалось уговорить ее, что мама будет в коридоре. Ей поставили стул возле двери, чтобы девочка видела ее.
Она играла с детьми, отвечала на вопросы учителя, но периодически проверяла: здесь ли мама.
К тому же, уже давно доказано, что дети, сильно привязанные к маме, растут не самостоятельными и не решительными. Поэтому психологи настоятельно советуют родителям по возможности избегать чрезмерной опеки. Здесь нужна золотая середина — играть и заниматься с детьми, но, в то же время, позволять им самостоятельно принимать решения. Детям до трех лет иногда свойственны страх новой окружающей среды, страх отдаления от матери, боязнь посторонних людей. Именно это заставляет малыша следовать за мамой, как хвостик, пытаясь не выпускать ее из виду. Обычно уже к трем годам психика ребенка готова к тому, чтобы он смог обходится без мамы или других значимых взрослых какое-то время. Но разные условия воспитания, разные особенности нервной системы ребенка отражаются на способности ребенка открыто шагать в мир, не прячась за спину мамы
Первый год жизни.
Можно сказать, что практически всем детям поначалу свойственно открытое принятие людей. Это формирование так называемого «базового доверия к миру». Степень доверия, каким ребенок проникнется к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от заботы, которая к нему проявляется. Если ребенок не получает необходимого ухода, не встречает любви и ласки, то у него вырабатываются недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, и к людям в отдельности. К сожалению, многое в мироощущении ребенка привносится из мироощущения родителей, особенно мамы. Если мама тревожна, особенно если в семье довольно сложные отношения, в воздухе «витает» напряжение, то даже «несознательная» кроха ощущает это напряжение. Другими словами, малыш чрезвычайно зависим от эмоционального состояния окружающих людей. О тесной связи матери и младенца очень красноречиво говорит эксперимент, проведенный американцами: мамам часто и долго кричащих младенцев давали возможность просто хорошо отдохнуть. Тогда, возвратившись к детям, они отмечали, что малыши более спокойны. Если мама опасается «отдать в руки» ребенка кому-то, это чувство «впитывается с молоком». Вспомните: не казалось ли вам на первой прогулке, что муж, отец ребенка, не справится с коляской, и что только вы способны это сделать? Такие мысли поначалу приходят в голову довольно большому количеству мам. В таких ситуациях нужно вовремя говорить себе «стоп». Расслабьтесь, постарайтесь медленно сказать себе: никакой опасности, что ребенка подержит дедушка (хотя бы это случилось и впервые!). Передавая малыша, сохраняйте спокойствие, одобрительно улыбайтесь «новому взрослому», станьте с ним рядом. Большое значение при этом играет психологическое состояние этого «нового взрослого». Если его жесты уверенны, то малыш не почувствует недоверия. А если руки его дрожат, он сам не уверен в себе, прикасаясь к малышу, то это же состояние перейдет к ребенку, может последовать протест в виде плача. В этом случае не утешайте малыша словами: «Ах, этот противный дедушка, напугал маленькую!», при этом испуганно или сердито оглядываясь на «виновника» стресса вашей крохи. Лучше говорите «Ничего, моя дорогая, все будет хорошо. Это наш дедушка, ты к нему еще не привыкла». В интонации вашей фразы должен быть подтекст и для дедушки: похоже, адаптация к ребенку нужна и ему самому. Потому к страху малыша должно быть снисхождение, а не опасение, готовность защищать! Только ваша уверенность в безопасности ребенка в данной конкретной ситуации может восстановить доверие ребенка к другим людям и обстоятельствам!
Второй и третий годы жизни.
В это время у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. В 2-2,5 года ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого — семьи — и как бы рождается второй раз, обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. В этом роковую роль играет тревожность родителей, ожидание опасности для ребёнка с любой стороны. Такие родители сверх меры опекают малыша, даже когда он вполне самостоятельно может сделать то, в чем ему хотят оказать помощь (покормить, залезть на лесенку).
Не приобретая уверенности в общении, способности воспринимать без тревоги отсутствие мамы, ребенок становится «маминым хвостиком».
Как уже говорилось, до трех-четырех лет дети научаются обходиться без мамы какое-то время. Потому в возрасте трех лет и советуют начинать «погружение в социальную жизнь» — оформление в детский сад. Если ребенок младше и не отпускает маму — нужно более внимательно обратиться к анализу собственного поведения и психологических особенностей малыша, чтобы предупредить «вростание» «хвостовства» в более старший возраст.
Итак, если ребенок не отпускает маму, значит, нужно его приучить к самостоятельности. Для этого предлагаю вашему вниманию несколько нехитрых приемчиков :
Прежде чем уйти в другую комнату, дайте малышу какую-нибудь интересную безделушку. Пока он будет ею занят, вы переделаете свои дела.
Перед уходом, объясняйте ему, что вы сейчас вернетесь. А когда приходите, говорите: «Ну вот, я уже пришла!».
Поиграйте с ребенком в прятки. Сначала спрячьтесь на пару секунд, например, за спинкой дивана, потом на 1 минуту и так далее. Малыш привыкнет, что после исчезновения мама всегда возвращается и будет к этому относиться вполне спокойно.
Уделяйте крохи больше внимания. Играйте с ним, гуляйте. Чем больше вы будете проводить с ним время, тем чаще он будет вас отпускать.
Позволяйте ему ходить там где он хочет. Отпускайте его и не удерживайте! Только до этого уберите все опасные предметы как можно выше. Обеспечьте малышу полную безопасность. Вы должны быть уверены, что дома ему ничто не грозит!
Очень часто, в случаях, когда ребенок не отпускает маму, играет немаловажную роль ссоры и конфликты в семье. Тревога родителей передается и их детям и свое спокойствие они ищут в объятиях у мамы. Поэтому, очень важно, чтобы в семье всегда царил мир, без криков и ругани. Проанализируйте, как часто вы ругаетесь с мужем и постарайтесь свести все это до минимума, по крайней мере, не скандальте в присутствии ребенка!