Что такое артикуляция? Мало кто ответит, но все ею пользуются, успешно или с трудностями, с удовольствием и просто так, на радость другим или для себя, родимого. Это движения. Движения языка, губ, зубов, щек, неба, скоординированные, контролируемые центральной нервной системой, для того, чтобы произносить звуки, слова, фразы, чтобы общаться, выражать себя, быть человеком. Конечно, в повседневной жизни мы не задумываемся особо, как получаются звуки, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом, иногда даже не подозреваем, что у нас есть такой. О языке вспоминаем, когда прикусили, опекли, или еле-еле им шевелим. Когда же есть речевые трудности, речь не такая, как хотелось бы (невнятная, быстрая, медленная, с дефектами), тогда самое время познакомиться с собственным языком и его работой поближе. Язык — это мышца, вернее, группы мышц, обеспечивающие массу возможностей и разнообразие ощущений. Собрать язык в ротовой полости или высунуть его изо рта далеко вперед, сделать его узким или широким, плоским, двигать в разные стороны, поднимать вверх, опускать вниз, заворачивать, сворачивать, закручивать язык, облизывать, толкать, дрожать языком — с какой еще частью тела мы можем проделывать такие фокусы? А что происходит с ним во время речи, когда каждый звук требует определенной позы, а звуков много и они быстро сменяют друг друга в словах и предложениях. Художественная гимнастика, Кама сутра и йога просто отдыхают. Хорошие физические данные (размер, подвижность, чувствительность), годы тренировок и все возможно. А если что-то не так? Если язык корявый, вялый, большой, маленький, с короткой подъязычной связкой, и вообще не слушается, живет отдельной жизнью? Что же делать?
Выяснить, в чем причина. Нарушения в работе нервной системы, головные боли, ограниченность подвижности, лишние движения (тики, подергивания, спазмы), нарушения сна и аппетита — вперед к невропатологу. Анатомические особенности строения аппарата (короткая подъязычная связка, нарушения прикуса и т.д) — вопросы для стоматолога. Неправильное звукопроизношение родом из детства, нарушенный темп речи (быстро, медленно, с запинками), малоподвижность языка можно исправить под чутким руководством логопеда.
Почувствовать язык, научиться им управлять, использовать новые возможности в повседневной речи.
Работать, развиваться, и поверить в себя.
Артикуляционная гимнастика. Самый верный, надежный и доступный способ улучшить состояние, подвижность и чувствительность артикуляционного аппарата. Это просто упражнения, зарядка для речевых органов. Вся хитрость заключается в том, что эти упражнения собраны в систему, и при регулярном выполнении, от простого к сложному, улучшается работа мышц, все действия становятся знакомыми, контролируемыми и доступными. Только выполнять гимнастику надо не от случая к случаю, когда вспомнил, между делом, а каждый день, соблюдая определенные правила:
Перед зеркалом. Так проще научиться чувствовать и контролировать. Сначала увидел, вот он — язык, повернут вправо, влево, а теперь подняли вверх, опустили вниз. Потом закрываем глаза и проделываем то же самое, не глядя.
Работать над всеми группами мышц. Прорабатываем кончик языка (загибаем язык вверх, вниз, посчитаем кончиком языка все зубы), спинку языка (заворачиваем язык наверх — цепляемся кончиком языка за нижние зубы, а спинку выкатываем вперед), корень языка (высовываем язык вперед, как можно дальше — прячем вглубь рта). Боковые края языка хорошо работают, когда делаем язык узким, а потом расслабляем его, он становится плоским, широким, а также при движениях языка в стороны (от одного уголка рта к другому, или толкаем языком щеки). Подъязычную связку можно потянуть с помощью цоканья языком (присасываем язык к твердому небу).
Упражнения выполнять на максимуме, усиленно. Добиваться максимального напряжения и расслабления.
Следить за симметричностью и равномерностью распределения нагрузки. Если были упражнения на поднятие языка вверх, то нужно столько же раз опускать его вниз, точно так же с правой и левой стороной.
Больше делать то, что трудно. Значит, в этом проблема, значит, в этом месте мышцы не доработаны, что-то им остается недоступно.
Чередовать статические упражнения (удержание языка в определенной позе) и динамические упражнения (движения языка, изменения положения в пространстве).
Артикуляционный аппарат — это не только язык. Поэтому активно работаем и с губами (растягиваем губы в широкой улыбке, вытягиваем вперед, кусаем зубами губы, причмокиваем), щеками (надуваем, втягиваем в себя), мягким небом (имитируем покашливание, хорошо и сладко зеваем).
Если артикуляционная гимнастика — не просто способ развития и самопознания, а часть коррекционной работы над речью, постановки звуков, исправления речевых недостатков, тогда необходимо строго придерживаться рекомендаций логопеда для скорейшего наступления желаемого результата.
Самомассаж. Для улучшения чувствительности и подвижности на мышцы можно влиять механическим способом — надавить, прижать, погладить и т.д. Делать это можно с помощью подручных средств — зубной щетки (чистим по утрам и вечерам не только зубы, но и язык), чайной ложки и других, безопасных для здоровья предметов. Если под рукой ничего не оказалось, тогда есть губы (придавливаем язык губами, начиная от спинки и продвигаясь постепенно к кончику и обратно), зубы (точно так же проходимся по языку зубами, стараемся при этом боковыми зубами прикусывать боковые края языка). Главный принцип — задействовать весь язык, и делать все ощутимо, но без неприятных ощущений.
Логопедический массаж — серьезное мероприятие со всякими специальными приспособлениями, инструментами — зондами, которыми орудуют на лице, шее, и в ротовой полости для улучшения кровоснабжения, чувствительности, подвижности, нормализации тонуса мышц (если они напряжены, спастичны, то их расслабляют, если вялые, то, наоборот, активизируют). Такой массаж должен проводиться только высококвалифицированными специалистами — логопедами, которые специально обучались технике массажа, и только по строгим показаниям, когда есть органические поражения (нарушения строения и функционирования клеток) нервной системы и речевого аппарата.
Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь самому себе, покажите себе язык, узнайте о себе что-то новое, работайте над собой, развивайте себя, радуйтесь себе, гордитесь собой, живите с самим собой в гармонии, тогда в этом мире станет на одного счастливого человека больше.