Дактилология — своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Первоначально использовалась людьми, принимавшими на себя обет молчания: потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии Дактилологию стали использовать для общения с глухими.
Ручная азбука (дактилология) — знаковая система, применяемая в общении с не слышащими. Эта специфическая коммуникация воспринимается зрительно и воспроизводится движением кисти руки: пальцы как бы изображают букву, повторяют её начертание.
При дактилировании надо синхронно проговаривать слова (обычно без голоса). Слова дактилируются так, как они пишутся (а не так, как произносятся).
Если сравнить дактильную речь с другими известными нам формами словесной речи, то ближе всего она стоит к письменной. Как и при письме, ею может пользоваться лишь грамотный человек. Мало того, усваивая дактильную речь, человек тем самым постигает и грамоту, так как дактильная речь, как и письменная, — словесная форма речи. Отличие дактильной формы речи от письменной заключается в том, что вместо письменных знаков, из которых слагается слово, говорящий пользуется знаками, изображенными в пространстве, с помощью пальцев. Пользоваться дактильной речью — значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка.
В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактильном изображении напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например: о, л, м, с, ш.
Используя в общении с ребенком дактильную речь, нужно следить за правильной техникой дактилирования. Плохое дактилирование сходно с плохим почерком. Оно затрудняет понимание слова, мешает его усвоению. От четкости и правильности начального обучения зависит точность и даже красота дактильной речи. Она может быть изящной, почти незаметной для окружающих, а может быть очень резкой, привлекающей внимание.
Главное обучить родному языку глухого ребенка. Его нужно не только научить слову как средству обозначать предмет, действие, качество и т. д. (в этом отношении безразлично, будет ли это слово устное, написанное, сказанное пальцами), но и, что гораздо труднее и важнее, необходимо одновременно сформировать у ребенка представления о предмете, качествах, действии и помочь ему обобщить их в словах-названиях. Умение ребенка соотнести слово с предметом, еще не свидетельствует о понимании им этого слова. Минимум слов и выражений, на которых ребенок учится читать.(Эти же слова он должен запомнить и употреблять в общении (сначала в дактильной форме, затем в устной форме)).
Свое имя и имена членов семьи (такие слова, как мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имена других людей, часто общающихся с ребенком.Названия игрушек, которыми играет ребенок, одежды, которую он обычно носит, наиболее часто употребляемой пищи.
Названия действий: иди играть, гулять, спать, есть, мыть руки… (и т.д.)
Количество слов и построенных из них предложений должно расширяться. Всеми словами необходимо пользоваться в общении с ребенком. Потребность общения и познания окружающего мира будет у ребенка развиваться по мере усвоения речи и укрепления привычки пользоваться ею в общении.
Дактильная речь — средство, которое позволило во много раз повысить объем словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития детей с нарушением слуха.
Источник:
— Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье.
М.: Педагогика, 1970. — 192 с.
— http://video.yandex.ua/#search?where=all&text= %D0%94%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C&filmId=38213921-10-12