Много профессий существует на свете. И все они нужны, и все они важны. Есть учителя, они учат, есть врачи, они лечат, есть воспитатели, они воспитывают. Есть милиционеры, пожарные, повара, летчики, космонавты. А есть просто МАМЫ, которые и лечат, и учат, кормят, воспитывают, следят за порядком, спасают, и могут даже в космос слетать, если надо будет. И никто их этому не учил, и никто не платит им за это зарплату. На все подвиги толкает хрупких мам любящее материнское сердце и … современное общество, где оставаться просто мамой недостаточно.

             Да, наука и образование не стоят на месте. Есть великое множество специалистов, профессий, организаций, на каждую проблему, вопрос, ситуацию найдется научное исследование, диссертация, умные дяди и тети, и дяди и тети, которые их проверяют. Чудеса диагностики, индивидуальный подход, преемственность в работе разных специалистов и все равно…

             Никто не знает малыша лучше, чем мама. Как он рождался, как он рос, что он любит, что не любит, чего боится, а что приводит его в восторг — многие важные моменты порой ускользают из поля зрения специалиста, уступая место сухим параметрам и среднестатистическим выводам.

               У каждой мамы есть выбор. Выбор, кого послушать, чье мнение принять во внимание, чьи рекомендации выполнять. Если раньше был только один авторитет — участковый педиатр, воспитатель в детском саду или школьный учитель, то сейчас можно обратиться за альтернативой в частные клиники, детские сады и развивающие центры, частные школы. Поэтому ответственность за ребенка несет не государство, не врачи, педагоги, а родители. А чтобы быть уверенными в своих действиях и решениях, нужно владеть информацией. Для этого…

            У каждой мамы есть Интернет. Выучить иностранный язык, приготовить экзотическое блюдо, собрать двигатель реактивного самолета — с помощью Интернета возможно все. Прочитать отзывы о специалисте, подтвердить диагноз, обсудить на форумах эффективность лекарственных препаратов, получить консультацию в онлайн-режиме, подписаться на видеоуроки массажа, и вот с помощью информационных технологий и неуемного энтузиазма мама превращается в супермаму. Потому что…

           Современным детям нужны супермамы. Накормленные по первому требованию, неразлучные с мамой даже во время сна, убаюканные на маминых руках, окруженные неусыпным вниманием, заботой и любовью, с самого рождения дети привыкают к активной ведущей позиции взрослого в их развитии. Держать головку, садиться только после курса массажа, сказать первое слово только после речевых занятий — для каждого самостоятельного усилия, шага, достижения малышу нужен мощный стимул со стороны взрослого. Недостаточно теперь ребенку просто ходить в детский сад или посещать развивающие кружки, необходима ежедневная многочасовая индивидуальная работа, чтобы развивать малыша на полную катушку, чтобы удовлетворить растущие амбиции родителей и запросы общества. И начинается карусель из репетиторов, инструкторов, психологов, логопедов, арттерапевтов и т.д. Да и маме в сторонке не отсидеться: рекомендации, режим и домашние задания. Для этого нужно знать и уметь самой, организовать учебный процесс, уговорить не всегда со всем согласное дитя. Но все обязательно получится, если придерживаться следующих принципов.

            Не навредить. Всем известно, мамы могут все: вырвать шатающийся зуб у орущего ребенка, сшить за ночь костюм Бетмена, неотличимый от оригинала, собрать модель самолета, найти самые красивые сапожки для маленькой модницы по доступной цене, и чтобы больше ни у кого таких сапожек не было. Но, если дело касается лечения, обучения, развития ребенка, главное — сохранять здравый смысл при каждом действии, решении. За видимой легкостью и беспечностью упражнений, манипуляций, процедур могут скрываться серьезные последствия. Конечно, можно в домашних условиях полоскать горло, дышать с помощью ингалятора, побеждая простуду, или заниматься постановкой непослушных звуков и укреплять мышцы языка, благо, почитать и посмотреть, как это делать, есть где (книги, специализированные сайты). Но, гораздо сложнее потом переучивать, перелечивать, исправлять результаты материнского усердия. Лучше, с самого начала быть уверенным в правильности и целесообразности родительской активности. А для этого вовремя обращаться за помощью к людям, которые на протяжении многих лет обучались, практиковались, помогали другим решать те же проблемы.

           Знать, для чего это надо. Почему достаточно часто на занятиях со специалистом ребенок ведет себя совершенно иначе, чем дома с мамой? Слушает, выполняет инструкции, работает. Дома же учебный процесс напоминает больше военные действия, и победа явно не на стороне взрослого. Одной из причин такого поведения является отсутствие у мамы твердой уверенности в своих действиях, что используется ребенком в своих корыстных целях. Нужно проговаривать новый речевой материал два раза в день. А может достаточно одного раза? И вообще не каждый день. А давай хотя бы перед занятием разок. Все, война проиграна, теперь учебным процессом управляет ребенок. Но, если мама точно знает, как знает это специалист, что новый речевой навык закрепляется и становится достижением малыша только при многократном проговаривании каждый день, а еще лучше несколько раз в день, тогда она найдет в себе силы противостоять детскому упрямству и нехотению, организовать, заинтересовать, обеспечить качественное выполнение домашнего задания. Каждое упражнение, мероприятие, действие имеет смысл, значение, происходит для чего-то. Не для того, чтобы похвалила чужая тетя, не для того, чтобы мама крепко спала по ночам с чувством выполненного родительского долга, а для того, чтобы ребенок рос, развивался, был счастливым.

           Маленькие победы лучше, чем большие сражения. Коррекционная работа (исправление недостатков, дефектов, воспитание новых необходимых для полноценного развития качеств) — это трудно, монотонно и однообразно. Какой же ребенок захочет заниматься этим добровольно? Капризы, слезы, плач, истерики, у каждого свои способы сопротивления. Объяснять, что это пригодится малышу в каком-то далеком призрачном будущем, бесполезно. Единственный способ смириться с действительностью и облегчить жизнь себе и ребенку — это привычка. Маленькие шаги, дела на 5 минут, но обязательно каждый день, и тогда трудное станет привычным, а потом легким и интересным, особенно, когда появятся видимые успехи.

            Сначала мама рядом, потом мама в голове. Быть мамой — это великое наслаждение. Ухаживать за малышом, делать его счастливее, быть нужной, незаменимой, необходимой. Поэтому очень трудно вовремя остановиться и выпустить птенца из гнезда в самостоятельный полет. Держать за руку, чтобы не упал, кормить с ложки, чтобы съел всю кашу, заправлять майку в штаны, чтобы не было холодно спинке. Поддерживать, заботиться, контролировать, но главное, не забывать при этом, что цель воспитания — вырастить самодостаточную, самостоятельную личность. Контроль — самоконтроль. Сначала показать пример, потом сделать вместе с малышом, потом подсказать советами, и потом предоставить возможность сделать ребенку самому. Похвалить, поддержать и безмерно радоваться каждому успеху и достижению.

            Мама должна оставаться мамой. Все знать невозможно. Все делать правильно — нереально. Быть идеальной очень трудно. Да и зачем? Потому что у каждого свои недостатки, слабости, особенности. Каждый имеет на это полное право. И взрослые, и дети. Малышу не нужна идеальная, книжная мама. Ему нужна родная, настоящая, любящая мама, с неровностями и шероховатостями, к которым он будет учиться привыкать. Ведь мама — это человек, с которым выстраиваются первые взаимоотношения, и если они основаны на взаимной любви, безусловном принятии и доверии, тогда малышу повезло — у него самая лучшая мама!

 

 

Author

Write A Comment