ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ?

        Первый по-настоящему взрослый шаг — первый класс, первый учитель, первый ранец, пенал-учебник-тетрадь, одноклассники, уроки и перемены, продленки, наконец, первый звонок, — и начался совершенно новый этап жизни ребенка и его родителей. Однако, согласитесь, школа входит в сознание родителей и ребенка еще до первого сентября, задолго до этого, ведь в настоящее время обязательным стало подготовительное образование дошкольников. На выбор родителей предлагаются подготовительные классы, группы раннего развития, да и сами школы на выбор: с углубленными и ускоренными программами. Тенденция раннего развития ребенка стала социальным явлением. Почему же все чаще на консультацию психологов обращаются родители с вопросами о дезадаптации ребенка младшей школы?! Родители спрашивают о неуспеваемости ребенка, неусидчивости, нежелании делать уроки дома, тревожности и т.п. Начальная школа и неуспеваемость ребенка ставят под сомнение всю ту работу, которую проделали взрослые и ребенок до школы. 
       Во-первых, отметим, что переход на обучение детей в школе с 6 лет обнаруживает часто несоответствие способностей и возможностей ребенка тем качествам, которые необходимы для усвоения школьной программы. Многие психологические качества в принципе неспецифичны для 6-летнего ребенка. Бывает так, что родители отдают ребенка в школу, надеясь, что в первом классе он «дотянет» до общей программы и сумеет «выровняться». Мотивом раннего поступления в школу служит возраст («нам уже 6!»), а также сравнение ребенка с детьми из группы садика («Остальные дети в группе собираются в школу»). 
        Не следует сравнивать своего ребенка со сверстниками, сравнивайте его с ним же, только раньше. Тогда Вы отметите, ребенок действительно развивается и обучается, просто в своем темпе. Если Вы все-таки наблюдаете резкое несоответствие способностей ребенка и группы, то обратитесь за консультацией к специалисту и не спешите в школу. За отведенное время можно многому научиться и «созреть» к урокам.
     Во-вторых, одним из неблагоприятных последствий снижения возраста начала обучения явилось часто встречаемое сейчас расслоение классов на «сильных» и «слабых» шестилеток. В такой ситуации возникает конфликт между предлагаемой интенсивной программой обучения и неравномерностью успеваемости детей. Учитель в такой ситуации будет, скорее всего, ориентироваться на более подготовленных ребят.
Поэтому необходимо подбирать программу начального обучения в школе, ориентированную на понимание материала и постепенную отработку и автоматизацию всех навыков — письма, счета, наглядно-действенных операций, а не с ускоренным усвоением знаний.
        В-третьих, у многих родителей существует следующая установка: «Чем больше учишься, тем лучше успехи, поэтому если не получается, необходимо больше этим заниматься». Отсюда все внимание родителей и детей переключается на школьную программу. Однако описанное утверждение справедливо лишь отчасти, а точнее справедливо больше ко взрослым. Не стоит забывать о законах физиологии развития ребенка: для успешного обучения необходимо гармонизировать распорядок дня, внедрив режим труда и отдыха. Интеллектуальная нагрузка затрачивает колоссальную энергию, поэтому умение отдохнуть — залог будущих успехов. Ежедневный режим позволяет выработать физиологическое привыкание, как к нагрузкам, так и к отдыху. Эффективным отдыхом является сон, а также двигательные упражнения (танцы, плавание, теннис). 
           В связи с отмеченной выше тенденцией на раннее обучение часто возникают предпосылки к завышенному уровню притязаний родителей. Так, к неизбежным в начале школьного обучения трудностям и неудачам не ожидавшие этого родители относятся резко отрицательно. Под влиянием таких оценок взрослых у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что в свою очередь, приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. 
        Так складывается порочный круг: неуспех школьника ведет к низкой оценке, наказание за оценку порождает тревожность, тревожность вызывает дезорганизацию обучения, дезорганизация — низкую продуктивность и неуспех. Чем дальше, тем сложнее прервать этот круг, поэтому неуспешность становиться «хронической», затрагивая личностный компонент (самооценку) и социальный (взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Поэтому так важно замечать даже самые маленькие успехи начинающего школьника!
         Какие же специфические психологические качества необходимы для успешной адаптации ребенка в школе?:
   1. Интеллектуальная готовность к школе. В нашей статье «Готов ли ребенок к школе?» Вы найдете показатели интеллектуальной готовности ребенка к школе 
     2. Эмоционально-волевая готовность, включает в себя:

  • умение самоорганизации (самостоятельность в навыках организации труда);
  • высокую произвольность (управляемость) поведения, как следствие произвольности функции внимания;
    учебную мотивацию (интерес подражать школьникам, играть в учителя, писать на доске и в тетради и пр.).

           В заключение хочется отметить, что первые успехи, первые неудачи школьника — это нормальный этап обучения ребенка. Важно, как правильно смогут расценить причины неуспешности родители и вовремя с этим справиться. 
             Желаем Вам удачи!

Author

Write A Comment