Много лет назад модным стало планировать день родов, что зачастую приводит к стимуляции родовой деятельности,  по определенным «весомым» доводам родителей — удачный день, счастливое число и т.д.   или для удобства врачей. Родители не совсем понимают всю серьезность этого решения. Ведь малыш может быть еще не готов появиться на свет по придуманному кем-то расписанию и зачастую находится в глубоком сне.

        К тому же, современная женщина, будущая мама, не хочет терпеть боль, и она принимает решение и готовится к Кесарево сечению. Мама уснула, а проснулась — у нее уже есть малыш, который в свою очередь не совсем понимает, что за срочность была, кто посмел его потревожить и как он здесь оказался.

        Чем же так опасны недоношенность, гипоксия, нарушение кровообращения и какие последствия влекут они за собой, какое влияние они оказывают на развитие нервной системы и отделов головного мозга? Как это связано с речью и дальнейшим развитием ребенка? Связано благодаря очень маленькому, но такому важному отделу головного мозга — мозжечку, речь о котором и пойдет дальше.

         Мозжечок состоит из древнего отдела — червя, и филогенетически нового (т.е. эволюционно более позднего). Древний отдел связан с вестибулярными системами мозга, поддерживающими равновесие и координацию движений, а новый — с полушариями головного мозга. Расстройство работы мозжечка проявляется прежде всего нарушением равновесия в вертикальном положении и при ходьбе страдает координация движений, возникает дрожание рук, снижен мышечный тонус.  Интенсивный рост червя (древнего отдела мозжечка) происходит в поздний срок беременности, а преждевременные роды обрывают его.
           В результате поражения мозжечка в раннем детстве может возникать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, что является неврологическим расстройством и требует консультации невролога. Такие дети очень импульсивны, им трудно на чем-либо сконцентрироваться, они непоседливы и чрезмерно говорливы, а также им присуща неловкость при выполнении физических действий.
          Укачивание детей стимулирует развитие червя мозжечка. Оказывается, наши бабушки были правы, укачивая грудных детей в кроватках и на руках, вопреки запретам детских врачей. Когда ребенок раскачивается или даже  бьется головой о стенки или спинки кровати, таким образом, он пытается помочь себе, стимулируя развитие червя мозжечка. Понятной становится потребность в ритмичных танцах и музыке у подростков. 
          В мозжечок поступает огромное количество информации от коры полушарий мозга. Это самый быстродействующий в мозге механизм — он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга. Мозжечок определяет скорость работы всего мозга. Из обыденной жизни известно, что некоторые люди быстро реагируют на новую информацию, моментально находят правильные решения, но есть и «тугодумы», которые могут быть ни чуть ни глупее, но соображают медленнее. 
          В настоящее время  появилось много программ лечебной физкультуры, направленных на стимуляцию мозжечка. Наиболее известная из них программа DORE. 
          Дошкольный возраст очень значим для ребенка. Причина этому — развитие нового отдела мозжечка, его полушарий. Уже в трех-четырех летнем возрасте заметно улучшаются моторные функции.  На этой стадии развития мозга отчетливее видны возможности ребенка с неврологическими проблемами. При активизации новых мозговых систем, обучение новым задачам становится гораздо легче. Новые задачи побуждают работать имеющийся в распоряжении  здоровый мозг, приводить в действие новые мозговые системы по мере их развития.
В возрасте 5-6 лет ребенок учиться читать, у него возрастает речевая и интеллектуальная активность. В этот момент его подстерегает новая опасность — дислексия. Детей с дислексией трудно обучить чтению и письму. Как показали современные исследования, что дислекия вызвана нарушениями работы одной из наиболее «примитивных» (как считали раньше) областей мозга — мозжечка.

Галина Черкашина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»

 

 

Author

Write A Comment