В последнее время количество неговорящих детей возрастает с каждым годом. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши 2-3 лет которые владеют речью в соответствии речевой нормы. Но, все чаще встречаются дети молчуны. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. Всегда находятся доброжелатели которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само пройдёт». И тут родители с самыми лучшими намерениями начинают постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова: «Скажи…», «Повтори…». Ребенок в такой ситуации вообще может отказаться говорить. Такая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм?
Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, наблюдается агрессивность. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат иногда мычат и показывают пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить? Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.
Приведем пример. Необходимо взять любимую игрушку ребенка (куклу, машинку, котенка, собачку), присесть возле малыша и начать выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша корова: топ-топ. Как идет наша корова?» На свой вопрос отвечайте сами: «Топ-топ». «А как зовут нашу корову?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Буренка. Нашу корову зовут Буренка». «Как говорит Буренка?». И Ваш ответ: «Му. Буренка говорит му, му, му». «Где рога у Буренки?». Указывая пальцем на рога говорим: «Вот рога у Буренки. Рога». Такую же манипуляцию проводим с глазками, ротиком, хвостом и т. д. Не стоит ожидать сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Топ-топ», «Му-му» … Ребенок может заинтересованно следить за Вашими действиями, но только следить. Попыток повторить слова которые проговаривает мама на начальном этапе может не быть. И когда, через некоторое время малыш робко, негромко произнесет «му-му» или «би-би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.
А что делать если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него как говорится «ушки на макушке». Нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к Вам присоединиться. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.
Следует помнить, что ребенок еще не в состоянии долго концентрировать внимание на каком-либо предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3-5 мин. Очень важно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.
Когда произносимые слова станут более уверенными, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе 5-10 слов). Например: кубик, мяч… Продолжаем все так же играть говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог.
Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Мы идем гулять, спасть, пить, есть … Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Входе таких игр следует избегать таких слов как: «Повтори…!», «Скажи…!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги, а затем слова, отвечать на вопросы.
Помните о похвале. Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять»… Хвалим ребенка только словами, объятиями можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, тем больше он старается.
Следующим этапом в развитии речи ребенка является стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать вопросы малышу. «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».
Вопросы подобног типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Помните! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял. Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!»
Помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма. А впоследствии добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.
Терпения Вам — любящие и заботливые родители.
Источники:
1. http://logoportal.ru/rebenok-ne-govorit-rechevoy-negativizm/.html
2. Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. [Текст] — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)