Вот родился новый человечек! У него неограниченные возможности: он обязательно станет умным, талантливым, уверенным, счастливым!
Ребенок растет: улыбнулся, перевернулся, сам сел. Вот встал на ножки, вот уже и пошел сам. Любопытный, живо всем интересующийся.
Мама и папа, а также все бабушки и дедушки ждут, когда же ребенок заговорит. «Мама», «папа», «дай», «хочу»… а их все нет и нет. Или есть, но за полгода новых слов так и не появилось.
Что делать? Одолевают сомнения: куда-то обращаться? Ждать? Заставлять говорить, не реагируя на жесты, требуя речи? Советов по поводу любой реакции множество. Как быть ответственному родителю? Наиболее часто встречающиеся случаи детей, которые долго не начинают разговаривать: ребенок отлично понимает обращенную к нему речь, может выполнить инструкцию взрослого («дай синюю лопатку, дай самую большую машинку»), но сам не говорит. При этом малыш легко демонстрирует свои желания, свои требования. Родители его понимают, все живут в мире и согласии, только речи все нет и нет. Когда же родители пробуют не понимать, возникают истерики, слезы ребенка. Как правило, родители сдаются и продолжают ждать.
Также нередко встречается, что ребенок «сопротивляется» и отказывается разговаривать. Данные случаи в целом похожи на предыдущие, однако у ребенка время от времени проскакивают слова, даже довольно сложные, но на просьбы повторить, никогда не повторяет сказанного. Родители даже сомневаются, было ли сказанное в действительности, осознанно ли ребенок что-то сказал или так «само получилось».
Еще есть случаи, когда малыш значительно искажает слова, говорит «на своем языке». Иногда ребенок может называть предмет одним и тем же неправильным словом, при этом правильно говорить отказывается, то есть сигнификативная функция речи — обозначение предмета определенным словом — сохраняется, но с нарушениями.
Последний вариант: малыш не понимает обращенной к нему речи (либо понимает время от времени, искаженно), не говорит сам.
Что является тревожным симптомом, при котором ожидание — не самая адекватная реакция на отсутствие речи?
— утрачивание некоторых слов (малыш несколько месяцев говорил «дай», затем совсем перестал пользоваться словом, перешел снова на жесты);
— стойкий отказ говорить, хотя слова иногда произносит (на «скажи «мууу» ребенок показывает «нет», может протестовать, демонстративно сжимать губы);
— отсутствие внимания ребенка к речи, к артикуляции (родители не могут привлечь внимание к своим губам, рту, — малыш уводит взгляд, отворачивается);
— ребенок протестует, когда с ним говорят, рассказывают стихи, читают книги, поют ему (кричит, закрывает ладошкой рот взрослого или свои ушки).
— вся семья начинает пользоваться языком ребенка (в разговорах с малышом, между собой родители переходят на его язык. Это говорит о том, что сопротивление ребенка чрезвычайно высоко, а взрослые оказываются втянутыми в правила ребенка, иногда против своей воли).
Куда обращаться по поводу отсутствия речи у малыша?
Речью вплотную занимаются 3 специалиста:
1. Медицинской стороной — врач: невролог, психоневролог. Он может определить, правильно ли развивается мозг ребенка, так ли функционирует центральная нервная система малыша. Если это необходимо, предлагает медикаментозную коррекцию. Может направить к другому врачу, отоларингологу, который определит особенности слуха малыша.
2. Непосредственно артикуляционным аппаратом и его готовностью к речи — логопед, в данном случае, доречевой логопед. Он вызывает речевые звуки, занимается постановкой правильного дыхания, учит чувствовать и контролировать мышцы и органы, участвующие в процессе говорения.
3. Сферой взаимодействия с другими людьми — психолог. Занимается в основном коррекцией потребности ребенка в общении, создает условия для позитивного контакта, доверия ребенка к взрослому, принятия и соблюдения правил и инструкций взрослого, обучает совместной деятельности, совместным играм, показывает необходимость, радость, богатство речевого общения.
Итак, что же делать родителям ребенка, который не начинает разговаривать?
На наш взгляд, стоит обращаться к специалистам. Конечно, окончательное решение принимать только родителям. Но, вместе с тем, выбирая стратегию «ждем», стоит проконсультироваться с профильными специалистами, которые подтвердят, что задержка речи у ребенка не обусловлена серьезнымисреднимилегкими нарушениями. Ведь в подобном случае «ждать» — значит, затягивать, и, следовательно, значительно увеличивать время для коррекции нарушений в дальнейшем.
Кроме того, ребенок, вовремя начавший пользоваться речью, учится уникальной возможностью коммуникации — умению договариваться, изменять правила и условия игр, задает множество «почему», «зачем», «как», — в любом случае, имеет больше возможностей для развития.