РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

           Ребенок растет, развивается, овладевает речью на примере подражания взрослым. Сначала он начинает понимать обращенную речь к нему, затем произносит первые осмысленные слова. Речь малыша продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.

            У детей с нарушением слуха нарушено речевое общение и овладение речью — сложнейшая задача.

         Речь — это особый вид деятельности, который присущ только человеку, так как только люди общаются друг с другом посредством языка. Исторически возникновение и развитие речи связано с развитием трудовой деятельности людей. При выполнении трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении друг с другом.
         В языке различают звуковую (фонетическую — от слова фонема — «звук»), словарную (лексическую) и грамматическую стороны речи. Это все система средств языка. Овладение языком — главное условие развития речи.
    Во время словесного общения люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства, воздействуют друг на друга, достигают взаимного понимания, овладевают знаниями и передают их друг другу.

Основные функции речи:
сообщение;
побуждение к действию ;
выражение отношений.

            Физиологическая основа речи — временные связи, которые образуются в головном мозге, при воздействии слов на человека. Слово — это сигнал (см. Сигнальные системы академика И.Л. Павлова). Слова — это раздражители второй сигнальный системы.
     Вторая сигнальная система — это физиологическая основа мышления и регулирования произвольных действий человека. С помощью слов могут вызываться и тормозиться действия человека. Сигнальные системы развиваются параллельно с развитием ребенка. Чем младше ребенок, тем больше его реакции определяются первой сигнальной системой.
       С 10-месячного возраста постепенно начинает формироваться словестная система. Первоначально — это непосредственные впечатления и представления малыша об окружающей его действительности. Позже, в дошкольном возрасте, общаясь со взрослыми и в процессе воспитания и обучения интенсивно развивается вторая сигнальная система. Малыш овладевает устной речью, а затем письменной.
        За работу сигнальных систем отвечают большие полушария головной мозга. За работу второй сигнальной системы отвечают особые речевые зоны коры больших полушарий (центр Брока и центр Вернике). 
          Центр Брока  — участок коры головного мозга, расположенный в задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария отвечает за движения речевых органов. При поражении этого центра человек не может произносить осмысленных слов (моторная афазия). В осуществлении моторной функции речи, кроме этой области, принимают участие другие зоны коры головного мозга.
        Центр Вернике — участие коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, центр восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность воспринимать смысл слова (сенсорная афазия). 
         Для осуществления нормальной сенсорной функции речи не должно быть нарушений и в теменной и теменно-височной области. Поэтому при поражении любого из этих отделов возникают речевые нарушения (алалия, афазия, дизартрия). Диффузное поражение коры головного мозга (олигофрения) — ведет к нарушениям второй сигнальной системы.
        Ребенок с поражением слуха фонематическим строение речи овладевает постепенно. Сначала формируется дифференциация наименее сходных фонем, затем более тонкая дифференциация. Обучение проходит согласно сокращенной системе фонем. 
    На начальном этапе обучения детей с нарушением слухового анализатора вспомогательным средством служит дактилология (это не мимико-жестикулярная речь!) Дактиль помогает запомнить звуко-слоговую структуру слова.
        Единая работа (содружество) первой и второй сигнальных систем — главное условие использования и развития речи. 
          Люди общаются друг с другом, воздействуют друг на друга, сообщают знания с помощью устной и письменной форм речи. Мы произносим и слышим, воспринимает на слух устную речь. Воспринимаем глазами (чтение, письмо) письменную речь. Устная исьменная речь имеют свои особенности. Есть речь не обращенная к другим людям — это внутренняя речь, «про себя». На основе внутренней речи развивается словесное мышление, присуще только людям.
      Все формы речи развиваются согласно определенным закономерностям.
          Ребенок растет, развивается, овладевает речью на примере подражания взрослым. Сначала он начинает понимать обращенную речь к нему, затем произносит первые осмысленные слова. Речь малыша продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.
       У детей с нарушением слуха нарушено речевое общение + овладение речью — сложнейшая задача. У таких детей надо специально воспитывать потребность в словесном общении, начиная с раннего детства. Это осуществляется не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни (играх, деятельности, режимных моментах).
        При правильном воспитании и обучении ребенок с недостатком слуха научается воспринимать и понимать речь, глядя на лицо говорящего, на дактилирующую руку, на написанные на табличках слова. Он учится произносить слова и предложения, контролируя себя с помощью двигательного и зрительного анализатора. Постепенно осознает значение речи общение и приобретения знаний. Чем раньше начинается работа над восприятием речи, тем лучше результат.
      На этапе овладения словарным запасом ребенок с нарушенным слухом необходимо наглядно практическое обобщение предметов, их свойств и отношений. Значение слов вначале широкое, постепенно они уточняются и становятся устойчивыми. Например, существительные, обозначающие предметы легче, чем глаголы и особенно прилагательные:
дождь — дождливый;
снег — снежный;
солнце — солнечный.
            Для ребенка с нарушением слуха (какой?) солнечный, дождливый, снежный — это новые слова при усвоенном значении существительных, от которых они образованы.
        Ребенок с нарушенным слухом позже овладевает терминами для обозначения предметов, действий, свойств. Формирование связей второй сигнальной системы у этих детей в процессе формирования словаря и грамматического строя речи проходит длительно и сложно. Формируя грамматический строй языка идут от простых к более тонким и точным практическим обобщениям. Необходимо, чтобы ребенок «купался в потоке речи окружающих.
     Опираясь на зрительное восприятие написанного на табличке слова, подкрепленного кинестетическими ощущениями (произношением этого слова) ребенок легко определяет сколько звуков и букв в слове.
      Особенности психологии ребенка с нарушением слуха показывают, что недоразвитие словаря и грамматического строя языка затрудняют понимание читаемого текста. А состояние внутренней речи отражается на умственном развитии ребенка и на формирование чувств и практической деятельности. Большую помощь в этой работе оказывает психологическое сопровождение. Работа психолога улучшает пути и методы обучения детей с нарушением слуха.

 

Author

Write A Comment