Каждому родителю хочется обрадовать своего ребенка приятными словами: «пойдем, я поставлю тебе мультики». Давайте вместе с Вами, родители, попробуем разобраться, что такое мультфильм. Думаю, у многих возникнет множество воспоминаний, когда, будучи детьми, нас звали наши родители со двора на дневной сеанс «мультфильма по заявкам», или как каждый зачарованно ждал вечерний выпуск «спокойной ночи, малыши». Воспоминания у каждого свои, но они непременно похожи на ожидание чуда, предвосхищение чарующего и прекрасного момента. Разве это не чудо: придуманный кем-то мир становится реальностью, реальностью сознания ребенка, будит его воображение, заставляет переживать и чувствовать ярче, чем в реальности?! Действительно, дети воспринимают сказочную историю непосредственно, в виде целостного образа эмоциональных впечатлений.
На сегодняшний день телевидение и Интернет предоставляет сотни детских фильмов с разнообразными героями и сюжетами. И, если относиться к мультику как к источнику влияния, воспитания и развития, что очевидно, то выбор «полезного» детского фильма оказывается ответственным решением родителей. Как же выбрать тот мультфильм, который окажется полезным для Вашего ребенка? Оговорим только, что мы не ставили себе задачу рассмотреть влияние мультфильма на дальнейшее формирование полоролевых стереотипов и гендерных ролей (социальной роли мужчины и женщины).
Основная наша задача в этой статье — рассмотреть возможность влияния мультфильма на речевое развитие самого маленького зрителя. Мы рассмотрим несколько основных категорий в анализе детского фильма, на которые смогут ориентироваться родители при выборе мультика в дальнейшем. Для примеров будем использовать отечественные мультфильмы, т.к. многие из них соответствуют приведенным ниже критериям.
Итак, какой он, «полезный мультик»?
Правильная речь предполагает:
- ясность и простоту высказывания героев (например, мультики «Гуси-лебеди», «Кораблик»);
- соответствие диалога и ситуации (то, что говорит герой должно соответствовать картинке). Этот принцип хорошо выдержан в мультфильме «Тараканище» по сказке К.И. Чуковского;
- произношение речи чистое, литературное, а не разговорное. К сожалению, любимый многими малышами красочный мультик «Маша и медведь» грешит именно разговорными выражениями. Не удивительно, что после просмотра этого мультика детишки часто требуют «Дай, дай, дай, дай!» так же, как это делала Маша, вместо того, чтобы вежливо попросить: «Дай, пожалуйста»;
- важно, чтобы персонажи общались простыми, но полными предложениями, как, например, в мультфильме «Аленушка и братец Иванушка». Примером со знаком минус тогда будет мультик «Ну, погоди!», где герои больше используют междометия;
- эмоциональное речевое сопровождение персонажей. Например, в мультфильмах «Волк и семеро козлят», «Грибок-теремок» герои утрированно произносят слова, интонационно подчеркивают настроение.
Наконец, пунктом №4 выступает правило: Все новые мультики ребенок должен смотреть вместе со взрослым. Во-первых, вы можете комментировать видеосюжет и дополнительно способствовать пониманию речи. Возьмем примером мультфильм «Терем-теремок». Сколько прекрасных моментов можно озвучить и обогатить лексический словарь ребенка: «Вот мышка замесила тесто, печет пироги, а это пришел петушок с косой. А это зайчик стучит лапкой. Вот танцует лягушка, а зайка играет на балалайке. …А это звери строят новый теремок, он будет большим! Мишка пилит доски, петушок колит дрова, муха красит краской!..».
Во-вторых, вы можете предупредить детские переживания и страхи. Ведь малыш непосредственно воспринимает, сочувствует героям, и, в силу недопонимания, может испугаться того же медведя, который развалил теремок. Объяснения помогут избежать подобных явлений.
Отдельно хочется выделить серию детских песенных мультфильмов, таких как «Антошка», «Рыжий, рыжий», «Два веселых гуся», «Мы делили апельсин», «Приключения огуречика», «Дед мороз и лето» (песенка о лете), а также другие песни из мультфильмов. Эмоциональное музыкальное сопровождение а также ритмика стихотворения наиболее ярко воспринимаются и легко усваиваются ребенком.
Надеемся, что мы немного прояснили вопрос о том, как все-таки выбрать мультфильмы для малышей и теперь Вы можете смело порадовать своего кроху просмотром добрых и хороших историй.
Ольга Бабичева, психолог центра развития и коррекции речи «Lalio»