Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче. Но именно поэтому волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.
Что это — боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.
О леворуких мы знаем много и… почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделенных пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое — с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.
Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в3⁄4 случаев) левша все-таки есть дегенерат». Обследование проводилось в неврологической клинике, т.е. среди больных детей, поэтому столь резкая оценка не имела никаких оснований.
К сожалению, представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность.
Стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда еще и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Все реже встречаются семьи, где ребенка переучивают родители. Однако нередко упорствуют бабушки и дедушки. Мы остановимся на проблеме переучивания отдельно.
Главное, что следует понимать и помнить — переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.
Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека.
У нас пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.
Следует заметить, что выраженность праворукости и леворукости бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или только правой рукой. Их еще называют «выраженные левши», «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой («невыраженные левши» и «невыраженные правши»). Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование, вязание и т. п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстерами (от лат. ambo — оба, dexter — правый).
Но главное — мы хотим убедить взрослых в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.
Леворукость
Леворукость — это важный фактор, влияющий на развитие когнитивной сферы и регуляции психической деятельности.
Проведённое нейропсихологическое обследование выявило у детей-левшей дефицит динамической организации различных видов произвольных движений (неплавность, замедленность, дезавтоматизированность собственно движений, а также письма и рисунка), специфические симптомы недостаточности пространственных функций (тенденция к «зеркальному» письму, частое отсутствие культурально обусловленного стереотипа обработки вербальной невербальной зрительной информации слева направо, относительно быстрый регресс выработанных пространственных навыков при неупражнении), закрепление вычурных , необычных способов компенсации затруднений. Подобные проявления левшества — это не следствия ММД. Скорее всего, они возникают как симптомы «атипичного» онтогенеза, пусковые механизмы которого обусловлены генетическими и биохимическими факторами. Тем не менее эти симптомы требуют понимания их психологической структуры для проведения коррекционных мероприятий.
Основные трудности у леворукого ребёнка начинаются, как правило, в школе. И первая, самая главная проблема, которую должен решить учитель, действительно ли ребёнок левша. И потом уже вместе с родителями определить, какой рукой будет ребёнок писать, и выработать единую тактику действий.
Причины леворукости. Известные американские учёные С.Спрингер и Г. Дейч одну из глав своей книги «Левый мозг, правый мозг» (М.,1983) назвали «Загадка леворукости», подчёркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопросы, какие факторы орпеделяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией.
Одни исследователи убеждены, что имеются генетические предпосылки леворукости; другие считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития.
К сожалению, сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают никаких подтверждений этому тезису. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму, но в этих случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.
Несмотря на то, что вопрос этот не решён до конца, известно, что только очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. В большинстве случаев одна из рук является рабочей, ведущей. Известно, что действиями каждой руки «командует» главным образом противоположное полушарие: у правшей — левое, а у левшей, наоборот, правое.
Статистика. Около 90% людей имеет ведущую правую руку, и лишь примерно 10% — левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют амбидекстерами или обоерукими).
Пока ещё точно неизвестно, в каком возрасте определяется преимущественное владение той или иной рукой. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и педагоги редко обращают внимание на, то какая рука у ребёнка ведущая, но тогда, когда ребёнок начинает больше рисовать, учиться писать, начинает более активно манипулировать в своей деятельности одной из рук (обычно в 4-5 лет), на это обращают внимание, и, как правило, взрослые требуют «переменить» руку.
Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно взываем перестройку в деятельности мозга. Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте и особенно в процессе обучения в школе наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы может быть причиной тяжёлых психических заболеваний ребёнка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти первого класса.
Многие специалисты считают, что при обучении леворуких детей обязательно должны учитываться их индивидуальные особенности и даже общая методика обучения должна строиться иначе. Но пока что это проблемы будущего, а сегодня учителю важно определить ведущую руку и сделать это в первые дни обучения.
Есть дети, которые в быту предпочитают правую руку, но пишут и рисуют левой. Существует даже специальный термин «графическое функциональное превосходство»одной руки над другой. А есть «бытовое функциональное превосходство», определяющее, какой рукой ребёнок держит ножницы, ложку, расчёску, какой рукой складывает кубики и т.д.
Классификация левшей.
Дети — ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры.
Дети — ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой.
При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с таким же наклоном, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперёд в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперёд правое плечо.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма. (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребёнок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, слитного или неслитного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектории движения руки при написании букв могут быть самыми разными и несоответствовать тем, которым учат.
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких проявляются трудности при обучении письму. У них часто отмечается зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, оптические ошибки, чаще всего, у них медленнее скорость и хуже слитности письма. Во всяком случае, лучше быть более снисходительным к качеству письма леворукого ребёнка, и тем более переученного, чем требовать от него невозможного, постоянно усиливая трудности адаптации ребёнка в школе.
Особое внимание следует обратить на леворуких детей, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом ручка находится в зеркальном положении и согнута виде крючка. По мнению некоторых учёных, такое положение ручки при письме даёт информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции ребёнка. Считается, что при перевёрнутом положение ручки у леворуких свидетельствует о том, что речевые функции ребёнка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей). Так же, существует мнение, что не правильный захват ручки является просто несоответствием исползуемой методики возможностям ребёнка. У праворуких такое положение ручки необходимо исправлять: оно вызывает очень сильное мышечное напряжение, а так же быструю усталость от письма.
Существует требование к освещению, которое должно соблюдаться при работе леворукого ребёнка в школе и дома. Так как ориентация парт в классе не позволяет освещать парту леворукого ребёнка с правой стороны, необходимо посадить левшу у окна, слева за партой. Там лучше освещённость, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой.
Дорогие родители, помните, что леворукость Вашего ребенка — это его личная индивидуальная особенность, как цвет глаз. Постарайтесь принять это и создать для ребенка наиболее комфортные условия.
Литература
1.Айрапетянц В.А. Методические рекомендации «Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей». — М., 1985.
2.Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. — М., 1987.
3.Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М., 1987.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)