Как приятно общаться с тем человеком, который говорит чисто, правильно, легко находит нужные слова, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.
А что же такое — выразительная речь? Выразительной можно назвать ту речь, которая выражает наше эмоциональное состояние. Если нам весело, то и голос у нас веселый, если грустно, и голос грустный. Выразительно говорить — говорить ярко, образно, эмоционально, привлекая внимание слушателей. Голос человека, то, как он звучит, может помочь нам узнать больше, чем его слова.Давайте попробуем сказать одну и ту же скороговорку с разной интонацией:
Цыпленок с курицей
Пьют чай на улице.
С удивлением: слыханное ли дело
С восхищением: вот здорово!
С безразличием — подумаешь, невидаль какая
Заметили, как меняется наш голос, как меняется интонация, с которой мы произносили одну и ту же скороговорку: то удивленно, то восхищенно, а то и вовсе безразлично. Вместе с интонацией изменялась мимика, менялись жесты. Значит, если мы, разговаривая или рассказывая что — то будем грамотно пользоваться интонацией, помогая себе мимикой, наша речь станет выразительной и нас интересно будет слушать.
Подвижность нашего голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи являются важнейшими средствами интонационной выразительности. Они создают своеобразный мелодический рисунок каждого слова и фразы, придают нашей речи музыкальность. Сила голоса и интенсивность звучания передают внутренне напряжение говорящего. Темп речи может быть быстрым и медленным. Темп часто передает характер, а тембр — настроение. Например, растягивая ударный гласный, мы как бы подчеркиваем свою уверенность:
Она прие — едет.
А если произносим ударный гласный кратко, но очень энергично, то выражаем категорическое утверждение:
Она приЕдет!
Тембр голоса часто изменяется в зависимости от нашего настроения, от того, как весело, грустно, спокойно или равнодушно мы говорим. Таким образом, одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному: быстро и медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, радостно или грустно.
Интонация часто выражает чувство и настроение человека. Не случайно ее называют эмоциональной окраской речи. Каждый человек является художником своей речи. Трудно, невозможно сосчитать, сколько разнообразных интонационных красок и оттенков есть в его эмоциональной палитре. Чем больше мы читаем, соприкасаемся с искусством, путешествуем, познаем окружающий мир, тем ярче и выразительней наша интонация. С помощью интонации человек может выразить не только чувство, но и смысл того, о чем он говорит. Например, с помощью интонации мы можем утверждать, задавать вопросы, выражать радость, восхищаться, что — либо уточнять, выражать сомнения, звать кого-то, дразнить и многое другое.
Упражнение «Футбол». Давайте произнесем текст упражнения с указанной интонацией.
Сказала тетя: «Фи, футбол!» (презрительно)
Сказал а мама: «Фу, футбол!» (недовольно)
Сестра сказала: «Ну, футбол…» (с сомнением)
А я ответил: «Во! Футбол!…» (с одобрением)
В письменной речи интонацию нам подсказывают слова- определения, а также знаки препинания.
Упражнение. Передайте интонацией следующие знаки препинания
Да. Да! Да?
Предложения могут быть простыми и сложными. Простые предложения бывают повествовательными, побудительными и вопросительными (к тому же они могут быть восклицательными). Интонация простых предложений достаточно ясна. А сложные предложения более разнообразны по своей структуре, а так же по интонации. Выделим из общего числа три основных вида интонации: повествовательную, вопросительную и восклицательную.
Упражнение. Давайте разберемся, в чем особенность каждого вида интонации.
Убежало молоко.
Убежало молоко?
Убежало молоко!
На точке в конце повествовательного предложения голос понижается.
Упражнение. Прочитайте следующее предложение вслух. В конце каждого предложения, на точке, понижайте голос и делайте паузу — остановку в тексте.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо плачет темный лес.
В вопросительном предложении наибольшее повышение голоса приходиться на то слово, в котором заключается смысл вопроса.
Упражнение. Прочитайте вслух следующее предложение. Обратите внимание на подчеркнутые слова. Повышайте на них голос. Подумайте, как меняется при этом смысл вопроса.
Мы едим в лес?
Мы едим в лес?
Мы едим в лес?
В восклицательном предложении голос к концу повышается.
Упражнение. Потренируйтесь в чтении восклицательных предложений на следующих текстах.
Приехали! приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
Наша речь становится убедительной, когда слова и интонация согласованы между собой. А вот если слова и интонации не согласованы, то у человека, к которому обращаются, могут сразу возникнуть сомнения. Послушайте и скажите, верите ли Вы, что:
— Это очень хорошая новость. (Выражение лица грустное).
— Я твой самый лучший друг. (Выражение лица злое).
— Какой замечательный подарок (Радостное выражение лица).
А что было бы, если бы все люди говорили с одинаковой интонацией? Речь была бы скучной, было бы неинтересно слушать друг друга и было бы непонятно, в каком настроении находится собеседник. А ведь мы можем быть веселыми, грустными, можем вежливо попросить, а иногда, случается, и грубим, сердимся.
Стать интересным собеседником возможно, сделав свою речь более выразительной. И слушать такого собеседника — одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.
Литература:
1. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции. Д.,2006.
2. Лазаренко И.О. Диагностика коррекция выразительности речи детей. М., 2009