Этапы развития речи:

 От рождения до 3 месяцев:

  • Реагирует на громкие звуки
  • Успокаивается от ласковых голосов родителей.

 3-6 месяцев:

  • Реагирует на звук Вашего голоса
  • Поворачивает голову и глаза в направлении источника звука
  • Играет погремушками и звуковыми игрушками.

 7-10 месяцев:

  • Реагирует на собственное имя
  • Понимает слова мама, папа, нет, да и другие наиболее употребляемые
  • Поворачивает голову в направление громких звуков, даже когда не видит, что происходит: телефонный звонок;  голос человека,  лай собак,  знакомые звуки

 11-15 месяцев:

  • По просьбе ищет, или указывает на знакомые предметы
  • Имитирует и подбирает звуки собственной речи (не понимая смысла), особенно в ответ на человеческую речь и громкие звуки
  • Понимает слова, правильно реагируя на них. Например: Где кошка?

 15-18 месяцев:

  • По просьбе показывает части тела:  Где глазки, носик, ушки…
  • Использует несколько отдельных слов
  • Выполняет простые устные указания

 Словарь ребенка составляет приблизительно  40-50 слов, легко повторяет часто слышимые слова

 2 года:

  • Понимает вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»
  • Использует слова, которые слышит каждый день
  • Любит, когда ему читают и показывают рисунки в книжках; по просьбе показывает  рисунок
  • С интересом прислушивается  к источнику звука (телевизор, магнитофон, радио), реагируя словами или действиями
  • Складывает слова в простые предложения, еще грамматически неправильные и неполные:  Сок нет! Машина би-би!
  • Выполняет простые поручения:  Принеси мне мяч!  Возьми книжку и отдай ее папе!
  • Произносит или напевает короткие стихи и песенки, слушает музыку
  • Интересуется звуками и рассказывает, какие звуки он услышал:  Скрип дверей, телефонный звонок.
  • Появляются  двухсловные, трехсловные предложения

 Словарь ребенка составляет приблизительно 270 слов

 3 года:

  • Понимает и использует простые глаголы, местоимения:  идти, есть, бежать, петь;  я, ты, он, она;  большой, зеленый, сладкий
  • Автоматически определяет источник звука
  • Часто использует полные предложения
  • Интерес к окружающим предметам побуждает ребенка обращаться к взрослым с вопросами: « Что это?», «Зачем?», «Куда?» , «Когда», «Почему» и т.д.
  • Появляются  многословные предложения

 Словарь ребенка составляет приблизительно  1000 слов

 4 года

  • Может рассказать о событиях, которые произошли недавно
  • Может выполнить два несложных поручений одно за другим:
  • Достань из холодильника яблоко и отнеси его бабушке
  • Возьми мяч и брось его щенку
  • Умеет группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др.

Словарь ребенка составляет приблизительно  2000 слов

 5 лет

  • Ребенок начинает использовать в речи структуру сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Высказывания приобретают форму короткого рассказа
  • Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечает на вопросы по сюжету рассказа
  • Исчезают почти все возрастные неправильности произношения

 Словарь ребенка составляет приблизительно  2500 слов

 Ориентировочные сроки усвоения детьми звуков речи

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

          3-5 лет

   5-6 лет

Звуки

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н К Г  Х Й С З

        Ц Ш Ж Ч Щ

Л Р

  Анкета речевого развития ребенка

 Оцените речевое развитие своего ребенка, используя для ответов значки «+» и «–».

 В 2 — 3 года:

  • Знает некоторые имена людей и названия предметов.
  • Использует предложения из 2-3 слов.

 В 3 — 4 года:

  • Пересказывает истории, которые ему читают вслух.
  • Речь малыша понятна окружающим.

 В 4 года — 5 лет:

  • С первого раза произносит сложное слово.
  • Грамотно строит предложения.
  • Может интересно рассказывать о своих впечатлениях.
  • Использует в речи сравнения и обобщения.

 В 5 — 6 лет:

  • Правильно произносит все звуки.
  • Не путает звуки: р-л, с-ш, з-ж, ч-ть, сь-щ.
  • Учится читать, складывает буквы в слоги.
  • Правильно держит карандаш.

 Если вы дали хотя бы один отрицательный ответ – не спешите расстраиваться.

 

          Обязательно приходите с малышом в Центр на консультацию, где специалист-логопед выявит причину несоответствия речевого развития возрастной норме и составит индивидуальную программу игровых занятий для коррекции звукопроизношения. Или предложит вам рекомендации для вашей самостоятельной работы.

 

Author

Write A Comment