Видоизмененное дыхание при звукопроизношении (при произношении звуков), это дыхание - речевое. Для него характерно более короткий и глубокий вдох, который делается чаще через нос. Объем дыхание увеличивается почти второе по сравнению с дыханием в покое (без речи). Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7-8 раз больше времени вдоха. Число дыхательных движений в минуту сокращается с 16-18 до 8-10. Выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Если ваш ребенок не обладает развитой речью, то он привыкает свободно выдыхать воздух из легкий тот час же после вдоха. А усвоить длительный экономный выдох, характерный для речи, для него трудно.Работа по развитию речевого дыхания начинается с подготовительных упражнений. Часто эти упражнения имеют вид специальных дыхательных игр, но с самого начала главным средством развития речевого дыхания являются голосовые и слоговые упражнения. Речевое дыхание - это не только работа дыхательных мышц, это сложное согласование дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Громкость, плавность, темп, ритм речи зависит от речевого дыхания ребенка. В 3-6 месяцев малыш подготавливает дыхательную систему к реакции голоса. К 10 месяцам воздушная струя образовывает звуки речи. Если у малыша ослаблен вдох и выдох, то он говорит тихо, не пользуется длинными фразами, неэкономное расходование воздуха нарушает плавность речи, а это заставляет ребенка добирать воздух во время произношения фразы, недоговаривать слова или конец предложения, говорить шепотом. Ребенок говорит на вдохе, «захлебывается», речь не четкая, судорожная.
Среди причин нарушения речевого дыхания чаще всего это ослабленный организм, аденоидное размещение, сердечно-сосудистые заболевания или недостаточное внимание родителей к речи ребенка.
Занимайтесь с ребенком играми для развития речевого дыхания - они обязательно принесут пользу малышу и очень ему понравятся.
Правила плавного ротового выдоха:
- Стоять прямо,
- не поднимать плечи при выдохе,
- дуть на одном выдохе, не добирая воздуха,
- не надувать щеки,
- слегка выдвигать губы вперед,
- дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Игры для развития плавного ротового выдоха
Бабочки
Сделайте вместе с малышом 2-3 яркие бабочки из бумаги. Для этого небольшой лист бумаги прямоугольной формы перехватите и закрепите посередине ниточкой. За кончик нитки привяжите бабочки к шнуру (или палочке) и подвесьте его на уровне губ малыша на расстоянии 10-15 см - это оптимальное расстояние для вспомогательных материалов из дыхательных игр.
Предложите малышу проверить, умеют ли эти бабочки летать. Покажите, как нужно на них подуть. Обратите внимание на то, чтобы ребенок соблюдал правила. В дальнейшем устройте соревнования «Чья бабочка выше улетит?».
Волшебные деревья
Подготовьте волшебные деревья - бумажные метелочки или султанчики. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно так же использовать тонкую папиросную бумагу или елочную мишуру.
Предложите поиграть волшебными деревьями. Скажите, что это деревья, которые исполняют желания. Сейчас они спят и для того, чтобы они проснулись стали творить волшебство, их нужно разбудить. Только ветер может разбудить спящие деревья. Покажите, как можно подуть на бумажные полоски. Предложите подумать ребенку, придерживаясь плавного ротового выдоха. Не забудьте исполнить желание: спеть песенку, станцевать, поцеловать, покружить.
Мяч - в ворота
Постройте на столе ворота из кубиков, поставьте вратаря-мишку. Вместо мяча - кусочек ватки. Скажите малышу, что он футболист и должен с одного раза забить гол медвежьей команде. Попросите его улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук [ф], сдуть ватку так, чтобы она полетела в ворота, находящиеся на противоположном краю стола.
Следите, чтобы:
- нижняя губа не натягивалась на нижние зубы;
- щечки не надувались;
- ребенок произносил звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушные струя была узкой, а не рассеянной.
Снежное облако
Подготовьте вместе с малышом достаточное количество кусочков ваты и разложите на столе. Расскажите о снежном облаке, которое пролетая над домом, сыплет снегом. Предложите стать снежным облаком и подуть так, чтобы на землю падал снег. Если ребенок не устал, соберите кусочки ваты и сыграйте еще раз.
Возможен вариант «Снежная перина» по мотивам сказки «Госпожа Метелица».
Карандаш
Приготовьте карандаш с гладкой или ребристой поверхностью, вместе с малышом сядьте за стол напротив друг друга. На столе на расстоянии 20 см от себя положите карандаш. Покажите, как с силой дуть на карандаш, чтобы он перекатился на противоположный край стола. Предложите ребенку подуть на карандаш. Продолжайте игру, перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
В дальнейшем устройте соревнование «Кто дальше?». Для этого сядьте с ребенком на одну сторону стола и положите перед собой карандаши. Договоритесь о том, что дуть на карандаш можно только один раз. В соревновании побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Плавающие игрушки
На невысокий стол поставьте таз с водой и предложите малышу отправить в плавание резиновую игрушку из набора для купания. Подуйте на нее так, чтобы она поплыла. Предложите подуть ребенку. В дальнейшем усложните задание, устроив соревнование, например «Чей утенок быстрее приплывет к маме-утке?» (название зависит от вашей резиновой игрушки).
Пузыри в стакане
Подготовьте стакан с водой и трубочки для коктейлей разного диаметра. В стакан, наполовину наполненный чистой водой, опустите трубочку и подуйте в нее. Появятся пузыри, которые с глубоким бульканием будут подниматься на поверхность. Предложите ребенку подуть в трубочку. Можно изменять силу струи: плавно - сильнее - сильнее - плавно. Соответственно в стакане то штиль, то буря.
Обратите внимание! Если ваш малыш привык пить из трубочки, то сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы он ощутил выходящий из трубочки воздух. Так же ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае зажмите носик малыша пальцам и предложите подуть снова.
Любимейшие занятия всех малышей - задувание свечей на именинном торте ( празднуйте каждый день - день рождения каждой игрушки, задувая свечи на воображаемом торте) и выдувание мыльных пузырей в честь именинника - это великолепная тренировка для формирования плавного ротового выдоха.
Игры для развития речевого дыхания
Как только у малыша сформируется сильный плавных выдох, можно переходить к тренировке речевого дыхания - плавному произношению звуков.
Зарядка со слогами
Для 3-летнего ребенка: после короткого глубокого вдоха поднимите руки вверх, произнося слог [та], затем разведите звуки в стороны, произнося слог [то], и опустите их вниз, произнося слог [ту]. Пусть малыш повторит вслед за вами все движения и звуки.
В следующий раз можно использовать другую тройку слогов, заменив согласный звук. Например: [ка, ко, ку] или [ма, мо, му].
Разговор
Для игры подготовьте картинки с изображением птиц (кукушки, курицы, утки, петуха, воробья) или животных (коровы, козы, коня, кабана) либо соответствующие игрушки. Скажите малышу, что все эти животные или птицы встретились и разговаривают. Предложите поучаствовать в разговоре: произнести звукоподражания животным или птицам. Следите, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе, не добирая воздух.
Игры на развитие силы голоса
Учите малыша произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе. Когда в словаре ребенка появятся первые звукоподражания, покажите, как можно говорить голосом разной силы. Для этого нужно изменить свой обычный голос на шепот - и малыш тут же повторит за вами, и будет разговаривать так же, как и вы, - тихо. Ля поддержания интереса можно поупражняться в следующих играх.
Прогноз погоды
Сделайте вместе из большой коробки телевизор. Предложите быть дикторами телевидения и передавать прогноз погоды. Например: сообщите, что сегодня на территории страны будет морозная погода. С утра будет дуть сильный ветер (произносите долго и громко УУУ). К обеду появиться легкий ветерок (тихо и долго пропевайте звук ууу). К вечеру пойдет снег и начнется вьюга (тихо и долго пропевайте звук ууу). Вечером вьюга усилиться (прозносите длительно и громко УУУ). Но ночью вьюга уже стихнет (тихо и долго пропевайте звук ууу). Утром будет светить солнышко.
Пушок
Покажите малышу, как одинаковые фразы можно произносить с разной интонацией. Возьмите его любимую игрушку и произнесите с разной интонацией:
Пушок, ты хочешь играть?
Пушок, ты хочешь играть!
Пушок, ты хочешь играть...
Пушок, ты хочешь играть.
Побуждайте малыша повторять фразы. Попросите произнести эти же предложения громко и тихо. Поинтересуйтесь, как ему нравиться произносить.
В статье использован материал из книги «Эффективные методы развития речи у детей» Харьков, 2010.