Ходить или не ходить — вот в чем вопрос.
Если Вы, уважаемый Родитель, задаете себе такой вопрос, то эта статья, возможно, поможет Вам обратить внимание на некоторые стороны посещения детского садика или даже на проблемные моменты.
Но обращаюсь я, прежде всего, к тем родителям, для кого этот вопрос актуален. Есть возможность оставить малыша дома с мамой, папой, бабушкой-дедушкой или няней? Повременить с детским садом? Пугают возможные болезни, сложности расставания? Так что же делать, как принять решение?
Я сама мама. И мне поняты сомнения и тревоги многих родителей: а понравится ли моему мальчикумоей девочке там? Будут ли воспитатели относиться чутко и тепло? Будет ли Мишенька Сонечка (нужное имя вставить) хорошо чувствовать себя в окружении других детей? В особенности, если Вы, любящий Родитель, замечаете, что на прогулках чадо не отходит от Вас ни на шаг. Если безропотно отдает все свои игрушки другим детям или забирает все у других детей. Если очень уж он привык командовать взрослыми. Или, наоборот, очень чувствителен к критике, замечанию.
В общем случае ответ такой: в садик ходить желательно. Ведь садик — это вторая после семьи социальная среда, в которой ребенок сталкивается с многими другими людьми, такими разными. В своей семье малыш освоился, его роль определена и все взаимодействия уже освоены и закреплены. В садике чадо впервые столкнется с большим количеством новых людей, с новыми требованиями, с другими правилами.
Только в детском саду ребенок увидит, что есть «общее»- общие для всех игрушки, например. Это важно, если малыш растет в семье один и в окружении множества взрослых. Тогда ему предстоит научиться сдерживать желание все взять себе, научиться договариваться. Попробовать разные тактики поведения: все отдать и остаться без игрушек, не делиться ничем — жадничать, — и играть в одиночестве или чем-то поделиться, может быть, настоять на своем.
В случае, если ребенок в семье растет не один, у него, конечно, есть общие вещи и игрушки с братьями сестрами. Здесь малышу все равно предстоит «отыграть» новые способы взаимодействия.
И даже для ребенка, который, как нам кажется, очень плохо взаимодействует или даже не хочет общаться с другими детьми, детский сад создает ситуации, когда он может научиться. Конечно, необходима помощь любящих родителей, желательно воспитателя, а, может быть, и психолога. Но позитивный опыт только укрепит малыша, укрепит его самооценку, разнообразит его навыки общения.
В психологии известно, что до 6-7 лет ребенок развивается, играя. То есть в игре. Если от 1-го года до 3-х лет это игры-манипуляции с предметами, игры на освоение пространства, развитие моторики, каких-либо действий, то с 3-х лет возрастает важность сюжетных ролевых игр и игр с правилами (примеры ролевых игр — дочки-матери, врач и пациент, продавец и покупатель и т.д., в основном то, что видит ребенок вокруг себя, а также игры по сюжетам сказок и мультфильмов, игр с правилами — разнообразие от подвижных — «море волнуется раз, два, три» до настольных «ходилок» или «домино»). В них активно осваиваются социальные роли, проигрываются способы поведения и воздействия, развиваются фантазия и эмоции, формируется произвольность — то есть волевое управление своим поведением, умение сдерживать себя, подчиняться правилам и нормам.
Умные и заботливые родители, бабушки-дедушки, няни, конечно, предложат малышу множество разнообразных игр, будут играть в самые любимые хоть каждый день. Но игры, для которых нужны несколько участников, соблюдающих правила и следящих за их соблюдением у других, могут оказаться недоступными для Вашего чада. Ситуации, когда ребенок сталкивается со множеством других мнений, с другими предпочтениями, с разным поведением, максимально расширяют его кругозор, развивают фантазию.
Также в садике Ваш любимец увидит, что другие дети сами кушают одеваются умываются, их поощряют за такие действия, и, скорее всего, захочет попробовать все это сам. То есть резко возрастет самостоятельность малыша (хотя дома он, возможно, будет упрямиться и просить помощи, но в садике будет гордиться самостоятельностью).
Говоря о положительных сторонах посещения детского сада, следует признать, что есть и негативные. Насколько они перечеркивают весь позитив, судить только Вам, думающий Родитель. Итак, наиболее частые жалобы:
- Ребенок чаще, много болеет. Да, это так. Социальная среда вместе с взаимодействием несет и различные инфекции. Ребенок рано или поздно встречается со многими «болячками» впервые. Если он не ходит в детский сад, то, скорее всего, встретится позже. Может быть, уже не в том количестве, но перед неизвестными его организму возбудителями он все равно будет беззащитен. Хотя, конечно, каждый случай индивидуален.
- Может принести новые, не самые хорошие слова, может плохо вести себя, подражая агрессивным детям и «хулиганчикам». Да, и такое возможно. Ваша родительская воля — оградить малыша от подобного окружения насовсем или объяснять, что допустимо в вашем общем доме. Если Вы спокойны и тверды в своих оценках недопустимого, ребенок поймет, что есть разные условия и правила. Он поймет, что не все, позволенное в чужих домах или садике, возможно дома. То есть он научится сдерживать неприемлемые проявления или же научится «переключаться» (вести себя по-разному) в разных местах. Согласитесь, что и мы, взрослые, по-разному ведем себя дома при детях, в компании своих друзей, на работе и т.д. В любом случае, и это для ребенка тоже опыт, что есть вещи, которые делать и говорить не надо.
- Ребенок не хочет, отказывается ходить в детский сад. В большинстве случаев, тоже нормальная ситуация. Дома — мамочка (папочка, бабушка, дедушка и т.д.), хорошо, привычно, все знакомо. Ни с кем делиться не надо, все понятно. Малыш с утра не хочет идти, а вечером не хочет уходить, или, обняв маму, убегает доиграть с детьми? Зачастую так и бывает. Тогда, возможно, стоить пересмотреть режим дня, дать с утра больше времени «морально подготовиться».
Если нежелание звучит остро, неожиданно, усиливается, сопровождается сильными эмоциями, то лучше поговорить с воспитателем, можно обратиться к психологу.
Также следует обратить внимание на: изменение аппетита (снижение, усиление, резкую смену предпочтений); сон (беспокойный, с всхлипыванием или плачем, более долгое засыпание по сравнению с обычным); появление тревоги или страхов. С такими проявлениями лучше пообщаться с психологом.
Безусловно, у каждого родителя есть еще свои «за» и «против» детского сада. Но бывает такое, что родители в общем-то «за», но боятся, что сам ребенок — «против». Так как же определить, готов или не готов Ваш малыш к детскому саду?
Признаки того, что ребенок готов:
- есть ритуал прощания с родителем («пока-пока», он отпускает родителя и остается с другим взрослым);
- малыш играет самостоятельно хотя бы 10-15 минут;
- выполняет простейшие инструкции: сядь на стульчик, возьми карандаш, дай игрушку;
- интересуется играми других детей, взаимодействует с ними.
- у малыша соответственно возрасту сформированы навыки самообслуживания.
Признаки неготовности:
- малыш следует за Вами по пятам везде: в туалет, в ванную, когда Вы говорите по телефону и ходите по квартире, идете готовить или греть еду;
- крайне тяжело реагирует на отсутствие одного или двух родителей, Вам приходится «обманывать» или отвлекать, чтобы незаметно улизнуть;
- практически не играет сам, требует Вашего присутствия;
- не подходит к другим детям, всякий раз уходит, если они к нему обращаются;
- боится или сторонится взрослых, как посторонних, так и Ваших знакомых;
- навыки самообслуживания формируются затрудненно или вообще не формируются.
Как психолог, работавший в школе в начальных классах, замечу, что для «садиковских» детей сложности адаптации к школе: к учителю, новой — учебной — деятельности, к новому распорядку дня, к увеличившемуся потоку информации, которую надо запомнить и усвоить, чтобы быть успешным, к детскому коллективу — классу — проходят легче хотя бы потому, что дети вовремя учились строить взаимоотношения со сверстниками. «Не садиковские» — только теперь, вместе с другими важными делами, осваивают свои коммуникативные навыки, позиции. «Садиковские» детки, которые научились общаться, также выигрывают по сравнению с теми, кто перед школой активно занимался («учился»), много знает и умеет, но не научился общению.
Если же Вы, уважаемый Родитель, со всеми приведенными доводами «за» соглашаетесь, но не можете отдать свое чадо в детский садик, представляете его там, одинокого, плачущего, никому не нужного, считаете, что он не справится с трудностями, выход — групповые занятия. Их сейчас очень много, всяких разных и разнообразных. Авторских и обычных. Самое главное — чтобы эти занятия были не уроками, как в школе, после которых мамы уводят детей по домам. А были направлены на взаимодействие детей. Хорошо, если дети работают в группах и сталкиваются с другими мнениями, способами взаимодействия, имеют игровое время («переменки»). Занятия обязательно должны строиться в игровой форме.
Растите с удовольствием и радостью!