ЗАНЯТИЕ С ЛОГОПЕДОМ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
«Сегодня на занятии ребенок занимался упражнениями для языка перед зеркалом, проговаривал звуки, играл в разные игры. В конце занятия мы получили домашнее задание и договорились о следующей встрече».
«Сегодня на занятии вырабатывали правильный ротовой выдох посредине языка, укрепляли мышцы артикуляционного аппарата. Также проводилась работа по постановке свистящих звуков. Особое внимание уделили фонематическим процессам – распознаванию звука С в слогах, словах».
«Сегодня мы превратились в настоящих пиратов и отправились на поиски сокровищ. У нас была карта, мы плавали по морю на пиратском корабле. А в сундуке с сокровищами нашли звук С, учились его говорить».
Что может объединять эти три разных мнения? А то, что все они об одном и том же событии – логопедическом занятии. Занятие одно, а впечатления о нем у мамы, специалиста и ребенка совершенно разные. Давайте воссоздадим картину события полностью, приоткроем двери в мир логопедического волшебства, узнаем некоторые профессиональные секреты.
А побываем мы на первом занятии с Леночкой К., 5 лет Уже проведен первичный прием, собраны анамнестические данные (информация о том, как проходила беременность, роды, первые годы жизни), диагностировано нарушенное звукопроизношение свистящих, шипящих звуков, а также звуков Л, Р.
Итак, самое время начинать. А начинаем мы с подготовки. В первую очередь ставятся цели занятия – знакомство с ребенком, нахождение эмоционального контакта; обучение новым видам деятельности – артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям, упражнениям для развития мелкой моторики рук, фонематических процессов. Самая главная цель – добиться того, чтобы ребенок чувствовал себя на занятии непринужденно и комфортно, чтобы ему было интересно, чтобы ему хотелось приходить на занятия снова и снова.
Когда цели поставлены, готовим дидактический материал, первое домашнее задание, сюрпризы, улыбки и хорошее настроение.
На занятие Леночка пришла вместе с бабушкой, расставаться с которой совсем не хотела. Конечно, малознакомое место и совсем незнакомая тетя. Помогают улыбки, игрушки на ковре, уютная обстановка кабинета.
Бабушка остается за дверью, а мы начинаем знакомиться.
Логопед: У тебя такая красивая прическа (красивое платье, красивые сережки и т.д.). Настоящая принцесса! Наверное, ты любишь смотреться в зеркало.
Все внимание к ребенку. Ребенок должен чувствовать, что его принимают, понимают.
Посмотрим в зеркало вместе. Что мы там видим?
Ребенок: вижу себя, кабинет (Леночка чувствует себя немного скованно).
Логопед: А я вижу твое красивое личико (девочка улыбнулась). А что у тебя есть на лице?
Знакомимся с зеркалом, важным атрибутом логопедических занятий (зрительный контроль необходим для эффективности коррекционного процесса).
Ребенок: волосы, глаза.
Логопед: правильно, глаза. А зачем нам нужны глазки?
Ребенок: чтобы смотреть, видеть (голосок становится более уверенным).
Знакомимся с частями лица, органами артикуляции. Формируем осознанное отношение к тому, что мы делаем на занятии.
Логопед: молодец! А давай проверим, какие у нас глазки внимательные. Будем искать в кабинете предметы красного цвета (желтого, зеленого и т.д.). (Леночка охотно включается в игру, еще есть возможность присмотреться внимательнее к кабинету).
Смотрим, насколько быстро ребенок включается в игру, как реагирует на правила.
Логопед: а зачем нам нужны ушки? Наверное, чтобы ими кушать!
Ребенок: (смеется) Нет! Чтобы слышать.
Логопед: А сейчас задание для наших ушек (готовим музыкальные инструменты).
Поиграем в шумный оркестр (играем громко, тихо, даем волю чувствам). А теперь закрой свои глаза и внимательно послушай. Я поиграю на каком-нибудь музыкальном инструменте, а ты угадай, какой инструмент звучал (играем по очереди, и, конечно, Леночка выигрывает).
Физиологический слух и фонематический слух (способность различать речевые звуки на слух) необходимы для нормального речевого развития. Поэтому с первого занятия учимся слушать и слышать. Начинаем с самого простого – неречевых звуков, например, звуков музыкальных инструментов.
Логопед: а зачем нам нужен нос?
Ребенок: чтобы дышать и нюхать.
Логопед: правильно. А давай проверим, как дышит наш носик. Делаем вдох и выдох носиком. Дышать еще умеет ротик. Теперь сделаем вдох носиком, а выдох – ротиком.
Научить ребенка правильно дышать – это одна из основных задач логопедического воздействия. Учимся дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох.
Помогаем собственным примером, наглядностью (картинки, бумажные султанчики).
Логопед: А зачем нам еще нужен ротик?
Ребенок: чтобы говорить, чтобы кушать.
Логопед: у меня есть друг (демонстрируется игрушка человечка с открывающимся ртом). У него есть глаза, нос, уши. А в ротике у него пусто. Чего не хватает нашему человечку?
Ребенок: зубов, языка.
Ведущей деятельностью ребенка является игровая деятельность. Только в игре ребенок лучше всего открывается, развивается, формируется. Поэтому на занятии играем, смеемся, творим.
Логопед: давай поможем нашему другу. Сделаем ему зубы (делаем их из специального пластилина, девочка лепит аккуратно, старательно, ей этот вид деятельности знаком и интересен).
А теперь сделаем ему язык. Попробуй, какой пластилин мягкий и послушный. Его можно сделать узким или широким, длинным или коротким.
Работа с пластилином – не просто игровой момент, способ заинтересовать ребенка, а хорошая возможность диагностировать уровень развития мелкой моторики рук.
Слушаем, чувствуем, лепим. Чем разнообразнее виды деятельности, чем больше анализаторов задействовано в формировании речи, тем быстрее наступит желаемый результат.
Наш язычок точно такой же. Давай поиграем с нашим язычком.
Отправимся с ним в настоящее путешествие (выполняем упражнения с опорой на картинки, пока еще не все получается, но для первого раза совсем не плохо, хвалим за усердие и труд).
Знакомимся с артикуляционными упражнениями. Артикуляционная гимнастика – основной способ логопедического воздействия. Чтобы ребенку было легче, превращаем упражнения в игру.
Логопед: Мы с тобой хорошо потрудились. Пора немножко поиграть (на ковре ребенка ждут игрушки (кубики, паззлы, машинки), Леночка решила построить башню).
Время свободной игры дает возможность ребенку лучше освоиться на новом месте, а логопеду – подготовить домашнее задание.
Наше занятие подошло к концу.
Теперь позовем бабушку и расскажем ей о том, чему мы с тобой сегодня научились.
Тесное сотрудничество с родителями (бабушками, дедушками) необходимо для эффективности коррекционного процесса.
Подводятся итоги занятия, Леночка получает первое домашнее задание, за выполнение которого в следующий раз получит поощрение. Прощаемся до следующей встречи.
Выполнение домашнего задания – половина успеха (новые навыки закрепляются и становятся собственным приобретением ребенка не сразу, для этого нужна систематическая тренировка – проговаривание, повторение, выполнение упражнений).
Первое занятие позади. Оно носило не только обучающий характер, но и диагностический (чтобы полноценно диагностировать уровень сформированности речевой функции необходимо несколько занятий). Поэтому очень важно сделать правильные выводы, для того, чтобы выбрать правильный путь преодоления речевых недостатков, составить индивидуальный план занятий, подобрать методы, приемы коррекционной работы, наиболее эффективные именно для этого ребенка.
Это не идеальное, «книжное» занятие, что-то можно было сделать лучше или просто по-другому. Это реальное занятие, которое можно считать эффективным, так как поставленные цели были достигнуты. А впереди только самое интересное…