Заикание. Советы психолога
27 ноября 2014
Проблема заикания беспокоит всех людей, которые с ней сталкивались. Недавно, зайдя в гости к хорошим друзьям была ошарашена вопросом про заикание их 4-х летнего сына. Ребенок, с которым я общалась несколько недель назад стал сильно заикаться без видимой на то причины. Мама уверенна, что он нигде сильно не пугался, со сверстниками не дрался и все же проблема, так сказать, на лицо. Заботливые родители уже записали малыша на прием к логопеду. На мой вопрос «Как часто он будет посещать психолога?», мне ответили искренним удивлением, «А зачем ребенку психолог, у него всего лишь заикание, а это ведь проблемы с речевым аппаратом!». Итак, рассмотрим причины возникновения заикания с другой стороны!
Ключевые слова: Психолог, Психолог Харьков, лалио Харьков, консультация психолога, детский психолог, консультация детского психолога, консультация детского психолога Харьков, семейный психолог, консультация семейного психолога, Семейный психолог Харьков, консультация семейного психолога Харьков, заикание, заикание у детей, что делать если ребенок заикается
Заикание - это действительно проблемы непроизвольного спазмирования мышц гортани и горла. Также это нарушение дыхания, что и приводит к отсутствию плавности произношения. Мышцы горла и гортани сокращаются в произвольном порядке и поочередно, а не совместно и слаженно. Из за этого и создается эффект прерывистого произношения. Но причины такого поведения горла и диафрагмы кроются гораздо глубже... Итак: Причины возникновения заикания мы выяснили. Это непроизвольные спазмы. А почему же происходят сами спазмы? Это уже не физическая, а психологическая проблема. Принято считать, что заикание происходит вследствие испуга ребенка, резкого звука, испуга от собаки или после громких ссор родителей. Но ведь все дети пугаются, многие очень сильно, и далеко не все после этого начинают заикаться. Так может дело не только в этом. Есть внутренние и внешние причины возникновения этого дефекта. Ко внутренним причинам принято относить физическое развитие ребенка в возрасте 2-5 лет. В это время в это время у малыша максимально активно формируется фразовая речь. А значит, именно речь становится наиболее уязвимой областью психики. Психика ребенка, в данный период, развивается быстрее, чем тело. Окончательно не выстроены процессы в коре головного мозга, происходит сбой в передаче нервных импульсов, в том числе и в зону воспроизведения речи. Что дает спазмы (гортани, голосовых связок и языка), это и вызывает прерывистую речь. Проще говоря, желание говорить, пока что, опережает возможности речевого аппарата. Что делать в этом случае? - Сильно расстраиваться точно не стоит, но и запускать проблему также не желательно. Ребенок скорее всего , это перерастет, но ему необходима помощь взрослого. Главное не пропустить момент, когда изменения в произношении станут устойчивой привычкой. То-есть кроме занятий со специалистом дома очень важно, не обвиняя и не осуждая, поддерживать его в стремлении говорить плавно. Замечайте его малейшие успехи и хвалите за это, но особенно важно поддерживать в моменты разочарования. Само заикание он может и забыть, но чувство горечи и инаковости может остаться навсегда. Говорите ребенку, что «Сейчас у тебя очень хорошо получилось сказать фразу», или «Еще чуть-чуть и начнешь говорить совсем хорошо». Также к внутренним причинам относят, так называемую, слабую нервную систему или предрасположенность к заиканию. Что это значит? У ребенка повышенная чувствительность к окружающему миру но при этом пониженная устойчивость к стрессам. Например: «Так проникся волшебной сказкой, что испугался внезапно зазвонившего телефона». Или же: «так любит и трепетно относится к собакам , но когда собака залает , вздрагивает от неожиданности». Что делать в случае если у вас чувствительный ребенок?
1) Реакция защиты, это может быть громкий крик, попытки убежать или спрятаться. 2)Реакция нападения. Как это может выглядеть: любые попытки отстоять себя, топанье ногами, угрозы пугающему объекту, желание ударить. 3) Реакция застывания, бывает вздрагивание, оторопелое молчание, сюда же входят реакции моргания, либо слишком частое, либо долгое отсутствие моргания. В любом случае ребенок получает эмоциональную встряску. Для успокоения ему очень важно знать, что именно произошло. И лучше, если он услышит это от родителей. Часто дети пугаются не от самого события, а от непонимания того что с ним произошло и что он чувствует сейчас. Во-вторых: Обозначьте или же легализируйте ребенку его чувство страха. Этим вы даете разрешение на эти чувства давая возможность пережить их наименее болезненно. «Ты испугался?», «Ты испугался или разозлился?». И необязательно малыш вам ответит положительно. Возможно не прав взрослый, а возможно ребенок самостоятельно понял свое состояние испуга. Переоценил и уменьшил его. Это и есть третий этап - преуменьшить страх. Родитель должен постараться переоценить события для ребенка. Для этого нужно ненавязчиво и внимательно расспросить что для ребенка случилась, и включить ребенка в диалог. Как бы, посмотреть на мир глазами ребенка, не то что я как взрослый думаю, а что это для тебя. И как взрослому эмоционально поддержать и защитить. - Испугался? Большой собаки, или машины? Собака большая, большая? Покажи какая она большая! А какая она еще? Мохнатая, пушистая? - Такая пушистая собака тебя испугала? Она наверняка случайно это сделала. Ты посмотри, она и сама испугалась)))). Смешная собака, сама гавкает и сама пугается... Но как ты смело держался!! Все вопросы и ответы на усмотрение родителей и по ситуации. Основная цель, чтобы кроме чувства страха появилось еще какое- нибудь положительное чувство, восторг, веселость, интерес. Сместите фокус его внимания со страха, и ребенку будет проще его принять. А между тем, процент заикающихся равен 2-3процента у детей и всего 1 процент у взрослых. То есть, дети перерастают заикание и переоценивают свой негативный опыт. А про причины возникновения заикания у взрослых, именно возникновения, а не перетекания из детства, мы поговорим в следующий раз.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
Нет ни одного комментария
|
Наш блог
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
01
02
03
04
Популярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |