Проблема заикания беспокоит всех людей, которые с ней сталкивались.

Недавно, зайдя в гости к хорошим друзьям была ошарашена вопросом про заикание их 4-х летнего сына. Ребенок, с которым я общалась несколько недель назад стал сильно заикаться без видимой на то причины. Мама уверенна, что он нигде сильно не пугался, со сверстниками не дрался и все же проблема, так сказать, на лицо.

          Заботливые родители уже записали малыша на прием к логопеду. На мой вопрос «Как часто он будет посещать психолога?», мне ответили искренним удивлением, «А зачем ребенку психолог, у него всего лишь заикание, а это ведь проблемы с речевым аппаратом!».

Итак, рассмотрим причины возникновения заикания с другой стороны!

            Заикание — это действительно проблемы непроизвольного спазмирования мышц гортани и горла. Также это нарушение дыхания, что и приводит к отсутствию плавности произношения. Мышцы горла и гортани сокращаются в произвольном порядке и поочередно, а не совместно и слаженно. Из за этого и создается эффект прерывистого произношения. Но причины такого поведения горла и диафрагмы кроются гораздо глубже…

             Итак: Причины возникновения заикания мы выяснили. Это непроизвольные спазмы. А почему же происходят сами спазмы? Это уже не физическая, а психологическая проблема.

             Принято считать, что заикание происходит вследствие испуга ребенка, резкого звука, испуга от собаки или после громких ссор родителей. Но ведь все дети пугаются, многие очень сильно, и далеко не все после этого начинают заикаться. Так может дело не только в этом.

            Есть внутренние и внешние причины возникновения этого дефекта.

             Ко внутренним причинам принято относить физическое развитие ребенка в возрасте 2-5 лет. В это время в это время у малыша максимально активно формируется фразовая речь. А значит, именно речь становится наиболее уязвимой областью психики.

            Психика ребенка, в данный период, развивается быстрее, чем тело. Окончательно не выстроены процессы в коре головного мозга, происходит сбой в передаче нервных импульсов, в том числе и в зону воспроизведения речи. Что дает спазмы (гортани, голосовых связок и языка), это и вызывает прерывистую речь. Проще говоря, желание говорить, пока что, опережает возможности речевого аппарата.

            Что делать в этом случае? — Сильно расстраиваться точно не стоит, но и запускать проблему также не желательно. Ребенок скорее всего , это перерастет, но ему необходима помощь взрослого. Главное не пропустить момент, когда изменения в произношении станут устойчивой привычкой. То-есть кроме занятий со специалистом дома очень важно, не обвиняя и не осуждая, поддерживать его в стремлении говорить плавно.

             Замечайте его малейшие успехи и хвалите за это, но особенно важно поддерживать в моменты разочарования. Само заикание он может и забыть, но чувство горечи и инаковости может остаться навсегда. Говорите ребенку, что «Сейчас у тебя очень хорошо получилось сказать фразу», или «Еще чуть-чуть и начнешь говорить совсем хорошо».

           Также к внутренним причинам относят, так называемую, слабую нервную систему или предрасположенность к заиканию.

           Что это значит? У ребенка повышенная чувствительность к окружающему миру но при этом пониженная устойчивость к стрессам.

            Например: «Так проникся волшебной сказкой, что испугался внезапно зазвонившего телефона». Или же: «так любит и трепетно относится к собакам , но когда собака залает , вздрагивает от неожиданности».

              Что делать в случае если у вас чувствительный ребенок?

              Во-первых, Вам, как родителю необходимо заметить как именно пугается ваш ребенок. Основные три реакции на страх это:

1) Реакция защиты, это может быть громкий крик, попытки убежать или спрятаться.

2)Реакция нападения. Как это может выглядеть: любые попытки отстоять себя, топанье ногами, угрозы пугающему объекту, желание ударить.

3) Реакция застывания, бывает вздрагивание, оторопелое молчание, сюда же входят реакции моргания, либо слишком частое, либо долгое отсутствие моргания.

            В любом случае ребенок получает эмоциональную встряску. Для успокоения ему очень важно знать, что именно произошло. И лучше, если он услышит это от родителей. Часто дети пугаются не от самого события, а от непонимания того что с ним произошло и что он чувствует сейчас.

            Во-вторых: Обозначьте или же легализируйте ребенку его чувство страха. Этим вы даете разрешение на эти чувства давая возможность пережить их наименее болезненно. «Ты испугался?», «Ты испугался или разозлился?». И необязательно малыш вам ответит положительно. Возможно не прав взрослый, а возможно ребенок самостоятельно понял свое состояние испуга. Переоценил и уменьшил его.

               Это и есть третий этап — преуменьшить страх. Родитель должен постараться переоценить события для ребенка. Для этого нужно ненавязчиво и внимательно расспросить что для ребенка случилась, и включить ребенка в диалог. Как бы, посмотреть на мир глазами ребенка, не то что я как взрослый думаю, а что это для тебя. И как взрослому эмоционально поддержать и защитить.

            — Испугался? Большой собаки, или машины? Собака большая, большая? Покажи какая она большая! А какая она еще? Мохнатая, пушистая?

             Узнали? Теперь меняйте восприятие! Очень важно не обесценить, но найти что-то еще.

             — Такая пушистая собака тебя испугала? Она наверняка случайно это сделала. Ты посмотри, она и сама испугалась)))). Смешная собака, сама гавкает и сама пугается… Но как ты смело держался!!

                Все вопросы и ответы на усмотрение родителей и по ситуации. Основная цель, чтобы кроме чувства страха появилось еще какое- нибудь положительное чувство, восторг, веселость, интерес. Сместите фокус его внимания со страха, и ребенку будет проще его принять.

            Профилактика любого вида заикания — это внутреннее спокойствие ребенка и уверенность в своих силах при поддержке родителя. Ведь в любом возрасте заикание — это невроз. И это уже лечится глубоким и устойчивым спокойствием. Напоминайте 100раз вместо одного нарикания или осуждения. Исключите чрезмерную нагрузку, хвалите за то, что он приложил свои силы и старания. Пусть это даже будет картина из макарон на столе, он старался! Чаще предлагайте самому сделать выбор и поддержите для достижения успеха.

             А между тем, процент заикающихся равен 2-3процента у детей и всего 1 процент у взрослых. То есть, дети перерастают заикание и переоценивают свой негативный опыт. А про причины возникновения заикания у взрослых, именно возникновения, а не перетекания из детства, мы поговорим в следующий раз. 

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment