С чего начинать роботу по развитию речи у «неговорящего» ребенка? Часть № 2
05 мая 2014
Как ранее было отмечено, для того что бы и дальше обогащать активные предметный словарь ребенка у которого есть задержка речевого развития - родители, Вам необходимо как можно больше создавать ситуаций в которых ребенок будет самостоятельно использовать полученные знания. Давать ему возможность изъявлять свои желания, давать ему потребность говорить.
Ключевые слова: развитие речи, развитие речи ребенка, развитие речи перед школой, логопед, Логопед Харьков, Логопеды Логопеды Харьков, Помощь логопеда, Речь ребенка, врач - логопед, занятия с логопедом, занятия с логопедом Харьков, консультация врача - логопеда, консультация врача - логопеда в Харькове, консультация логопеда, консультация логопеда Харьков, лалио Харьков, логопед для взрослых, логопедические занятия Харьков, логопедический сайт, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, задержка речевого развития, ЗРР, общее недоразвитие речи
И для этого, во-первых, задавать ребенку альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово. Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком. Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Мяч? Как надо попросить? - Дай мяч». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил. Третий вид коммуникации - опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно. По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки. Похвала как положительное подкрепление достижений ребенка - одна из форм стимуляции потребности в речевом общении. Поэтому не скупитесь на добрые слова и радостные эмоции. Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку...». При этом, слова «скажи» и «повтори» необходимо по-прежнему стараться избегать. Если ваш ребенок очень стеснительный, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда ребенок станет более уверенным и начнем проявлять уверенность в общении. Одновременно с работой по вызову звукоподражания (повторения за образцом) у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется в двух направлениях: 1) расширение объема пассивного словарного запаса; 2) формирование регулирующей функции речи. Оба направления тесно связаны между собой. В ходе упражнений по формированию звукоподражания детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов. Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается. На первых порах для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» - низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом, дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки. Инструкция может быть повторена не более двух - трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу». Использование подобной настраивающей установки более эффективно, чем многократное повторение на фоне рассеянного внимания, когда родители много раз повторяют одно и то же, а ребенок игнорирует просьбу не из-за вредности, а из-за того, что занят чем-то более интересным. Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи. В этот период полезно также начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Занятия проводятся в виде игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми. Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мячик в ящик», «Положи мячик на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Выделяйте голосом предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию. Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание. Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого - она «не руководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. - Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. - Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок. Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство ребенка с героями сказок; например, колобок, волшебный клубочек, Иван - царевич. Выбор персонажа зависит от осведомленности ребенка. В процессе игры моделируется передвижение сказочного героя, например: «Катился колобок, катился и закатился...» Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д. Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня машинку, поставь на место, а мне принеси зайку и т.д.» По мере появления речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения действия, или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какую игрушку ты принес?» и т.д. На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога - научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, не авторитарно, с опорой на положительную реакцию ребенка. Примерный сценарий ситуации и правильного поведения взрослого. Ребенок подходит к шкафу или полкам с игрушками и жестами или голосом просит дать ему машинку. - Что тебе дать? Машину? - Т-р-р-р-р-р - Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. Ма-ши-на. - А-тина. - Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. - Матиа. - Очень хорошо, умница. Вот тебе машина. Это ма-ши-на. В данном случае взрослый создает ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется в ходе общения. Взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова (послушай, посмотри), т.е. использует сохранные у ребенка анализаторы, включается компенсаторный механизм за счет работы зрительного и слухового анализатора в их единстве. Приблизительный контур слова, который повторяет ребенок, с каждым повторением становится точнее. Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок. Приведем пример беседы при чтении сказки «Курочка ряба». Прежде всего, хорошо-бы устроиться с ребенком в уютном месте, чтобы вас ничего не отвлекало. - Жил был дед и баба. Кто это? Это дед. Дед. Кто это? Варианты ответов ребенка могут быть: - Де, дет, дядя. В любом случае необходимо похвалить ребенка. - Правильно, это дед. Где у деда глазки? - Что это? - Азя. - Хорошо, послушай и посмотри, как я скажу. Гла-за. - Га-зя. - Какой ты молодец! А где у дедушки нос? И т. д. Подобные занятия не должны продолжаться не боле 7 - 10 минут, поэтому при рассматривании картинок взрослому не стоит «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз рассматриваются разные картинки. Разные детали картинок. После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки. - Сейчас ты мне поможешь рассказывать сказку. Будешь мне подсказывать. Смотри на картинки, они тебе помогут. Жили-были... - Дед. - Правильно. И...(Взрослый показывает на бабку). - Баба. И.т.д. Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя и с грамматическими ошибками. Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай ...», «На ...», «Хочу сделать ...» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста». Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно). Взрослый должен создавать ситуации, когда он как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно. Например, мама стоит спиной к ребенку, потому что делает уборку, вытирает пыль и не видит ребенка, а услышать его просьбу она при этом может. Старайтесь хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Если ваша помощь была эффективной, то положительную динамику вы увидите в течение двух - трех месяцев. Если улучшения не наблюдается - обратитесь за консультацией к специалистам (логопеду и невропатологу).
Успехов Вам, любящие и заботливые родители.
Алена Еньшина, логопед Центра развития и коррекции речи "Lalio"
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
Нет ни одного комментария
|
Наш блогПопулярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |